(8352)745588, 744940
(8352)745852, 737046

Техническое обслуживание трактора

1. Общие положения
Техническое обслуживание (ТО) трактора заключается в ежедневной и периодической проверке подтяжке, смазке и регулировании его механизмов.
Работы по техническому обслуживанию разделяются на:
выполняемые при подготовке нового трактора к эксплуатации, во время и после первых 50 моточасов эксплуатации нового трактора;
выполняемые по потребности;
обязательные (плановые) ТО при эксплуатации.
Работы, выполняемые по техническому обслуживанию нового трактора, проводятся единовременно.
Работы, выполняемые по потребности, выполняются в зависимости от показаний контрольных приборов, сигнализаторов и объективных признаков технического состояния. Выполнение этих работ производится, как правило, при ежесменном ТО.
Работы по плановому ТО выполняются без предварительной проверки трактора.
Для трактора установлены следующие плановые ТО: ЕТО - ежесменное техническое об-служивание, выполняемое через 10 моточасовТО-1 - через 50 моточасов, ТО-2 - через 250 моточасов, ТО-3 - через 1000 моточасов.
Сезонное техническое обслуживание при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (ТО-ВЛ) проводится при установившейся температуре окружающего воздуха выше 5°С.
При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации с установившейся температурой окружающего воздуха ниже 5°С проводится T0-O3.
Выполнение сезонного технического обслуживания может быть приурочено к одному из ТО. При эксплуатации трактора в специфических условиях (повышенная запыленность, каменистые и болотистые почвы, низкие температуры, высокогорье) техническое обслуживание дополняется (уточняется) соответствующим подразделом.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ И С ЗАДАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ.
Допускается в зависимости от условий эксплуатации отклонение от установленной периодичности проведения ТО-1, ТО-2 - 10%, ТО-3 - 5%.
Ежесменное ТО и плановые ТО-1 и ТО-2 могут выполняться на месте работы трактора с выездом его на площадку, обеспечивающую соблюдение надлежащей чистоты и безопасную в пожарном отношении.
ТО-3, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ выполняются в закрытом помещении или в местах, защищающих трактор от осадков и пыли.
В сезонное техническое обслуживание произвести замену масла в системах и топлива летних сортов на зимние при ТО-ОЗ, зимних сортов на летние при ТО-ВЛ.
Работы по техническому обслуживанию выполняются на очищенном и промытом тракторе. По окончании мойки детали, узлы и агрегаты необходимо обдуть сжатым воздухом или насухо протереть.
Операции промывки, слива масла (топлива, антифриза), заправки систем трактора горюче-смазочными материалами должны производиться аккуратно, не загрязняя территории (площадки), на которой проводится ТО.
При сливе отработанных масел из систем и сборочных единиц трактора следует применять емкости (ведро, ванна и т. п.), исключающие попадание масла на землю и обеспечивающие его слив в полном объеме.
Использованный обтирочный материал после окончания работы необходимо собрать и поместить в специально отведенном месте.
Отработанное масло слить в емкости, предназначенные для сбора отработанного масла с последующей сдачей его на регенерацию.
Дизельное топливо, керосин, бензин, применяемые для промывки деталей, не выливать, а, не смешивая их, влить в специально отведенные тары для отстоя, после чего их можно использо¬вать повторно.
Операции по подтяжке крепежа с заданной величиной момента должны производиться динамометрическими ключами.
2. Работы, выполняемые по техническому обслуживанию трактора
При подготовке трактора к первому выезду:
проверить комплектность и установить детали, снятые с трактора; расконсервировать наружные поверхности, покрытые защитной смазкой и снять парафинированную бумагу со сборочных единиц трактора, обернутых при консервации. Проверить уровень и, при необходимости, долить масло:
- в картер дизеля;
- в картер пускового двигателя;
- в бак гиросистемы.
Заправить:
-топливный бак трактора дизельным топливом;
-топливный бак пускового двигателя - бензином А-72 или А-76;
-систему охлаждения - охлаждающей жидкостью.
Установить и подключить к электросети трактора аккумуляторные батареи, подготовленные для работы. Проверить внешним осмотром надежность крепления составных частей трактора, а также отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости и, при необходимости, подтянуть крепления и устранить подтекания.
3. Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации
В условиях повышенной запыленности необходимо обращать особое внимание на герметичность впускного тракта дизеля. Ежесменно очищать от песка поверхности дизеля и пускового двигателя, трансмиссии. Через 20 моточасов работы смазать подшипник муфты сцепления.
Раз в три смены проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях и, при необходимости, долить дистиллированную воду.
При ТО-1 (через 50 моточасов) промыть крышку топливного бака, сапуны дизеля, пускового двигателя, сапун гидросистемы, сапун гидромеханической трансмиссии (коробки передач с механической трансмиссией) и отделения конических шестерен, слить отстой из топливного бака и фильтра грубой очистки топлива.
Через 100 моточасов провести техническое обслуживание системы смазки дизеля и пускового двигателя, провести обслуживание воздухоочистителя пускового двигателя.
При эксплуатации трактора в условиях высокой запыленности воздуха рекомендуется устанавливать на мультициклон воздухоочистителя высотный воздухозаборник, который снижает пылевую нагрузку на воздухоочиститель примерно в 3 раза. Высотный воздухозаборник устанавливается по специальному заказу потребителя
При низких температурах. В случае длительной стоянки снять с трактора аккумуляторные батареи и сдать их на хранение.
При температуре окружающей среды ниже минус 30 °С применять дизельное арктическое топливо А ГОСТ 305-82 и специальные сорта масел и смазок.
В конце каждой смены слить отстой из топливного бака и фильтра грубой очистки топлива.
При преобладающей эксплуатации в условиях снежного покрова или влажного грунта, если происходит сильное забивание снегом (грунтом) втулок и звеньев гусениц, рекомендуется в центральной части башмаков вырезать круглое отверстие диаметром 80 - 90 мм.
Заправьте систему охлаждения низкозамерзающей жидкостью.

 

ЕТО

ТО

ЕТО

ТО1

ТО2

Доп.

ТО2

ТО3

Доп.

ТО3

СТО

В первые

50 моточасов

После первых

50 моточасов

10 моточасов

50 моточасов

250 моточасов

500 моточасов

1000 моточасов

2000 моточасов

ТО-ОЗ

ТО-ВЛ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

1. Проверить внешним        осмотром комплектность и надежность крепления составных частей трактора, отсутствие подтека-ния топлива, масла, охлаж­дающей жидкости и, при необ­ходимости, подтянуть крепле­ния и устранить подтекания

 

 

2. Проверить уровень и, при не­обходимости, долить:

- масло в картер дизеля;

- масло в бортовые редукторы;

- масло в подшипники опорных         и поддерживающих катков и на­тяжных колес;

- масло в привод насоса гидро­системы;

-масло в баки гидросистемы;

- масло в ГМТ (коробку пере­дач)** и отделение конических шестерен;                  

 

 

-------охлаждающую жидкость в радиатор;  

-масло в картер пускового дви­гателя*;

-масло в корпус редуктора пус­кового двигателя*.

3. Проверить и, при необходимо­сти, отрегулировать:

- форсунки;

- зазоры в механизме газо­распределения дизеля;

- муфту сцепления трактора**;                                                                                            -блокировочный механизм ко­робки передач**; 

- механизм управления поворотом и тормозами;

- натяжение гусениц;

- зазоры в механизме газорас­пределения пускового двига­теля*;

- приводы управления пускового двигателя*;

- натяжение ремней вентилято­ра и генератора;

 

+

 

 

 

 

 +

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

  

+

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

 

 

+

+

+

 

+

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

+

 

 

+

 

+

 

+

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

 

-   легкость вращения, осевой и радиальной люфты якоря ге­нератора (с последующей ре­гулировкой натяжения ремня генератора);

 -   зазор между электродами све­чей зажигания, предваритель­но очистив от нагара*;

 -   зазор между контактами пре­рывателя магнето и угол опе­режения зажигания*;

 -   муфту сцепления пускового двигателя*;

 -   осевой люфт большой кониче­ской шестерни главной пере­дачи;

 -   максимальное давление в гид­росистеме;

 -   механизм управления гидро­аппаратурой гидромеханиче­ской трансмиссии

 

 

4.   Смазать:

 -   подшипник выключения муфты сцепления трактора**;

 -   подшипники карданного вала;

-   подшипники бортовых фрик­ционов;

-   шаровые опоры гидроцилиндров передней навесной системы;

 -   подшипники раскосов тележек;

 -   переднюю опору дизеля;

 -   верхний валик сервомеханиз­ма**;

 -   подшипники шкива вентилято­ра и натяжного ролика;

 -   концевые подшипники полуосей;

 -   подшипник вертикального ва­лика механизма проворачива­ния пускового двигателя*;

 -   механизм управления тормо­зами гидромеханической трансмиссией

 

 

5.   Провести обслуживание элек­трооборудования:

 -   очистить поверхность аккуму­ляторных батарей, клеммы и вентиляционные отверстия в пробках;

 -   проверить уровень электролита и, при необходимости, долить дистиллированную воду;

 -   смазать неконтактные части клемм аккумуляторных бата­рей техническим вазелином;

 -   довести плотность электроли­та до зимней (летней) нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

+

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

+

+

 

 

+

  

+

+

 

+

 

 

+

 

 

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

  

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

 

 6.   Заменить масло:

 -   в баках гидросистемы;

 -   в гидромеханической транс­миссии (коробке передач)** и отделении конических шесте­рен (с очисткой маслоприем-ника и магнитных пробок);

 -   в бортовых редукторах;

 -   в корпусе конических шестерен пускового двигателя*

 

7.  Слить отстой:

 -   из отделения бортовых фрикци-нов;

 -   из топливного бака;

 -   из корпуса муфты сцепления пускового двигателя*;

 -   из кожуха маховика

 

8.  Очистить и промыть:

 -   фильтр грубой очистки топлива;

 -   масляный и магнитный фильт­ры гидромеханической транс­миссии;

 -   фильтр трансмиссии**;

 -   сапун гидросистемы;

 -   сапун гидромеханической транс­миссии (коробки передач)** и от­деления конических шестерен;

 -   сапун дизеля;

 -   сапун пускового двигателя*;

 -   контрольное отверстие в кор­пусе водяного насоса;

 -   мультициклон;

 -   дополнительные фильтры гидро­механической трансмиссии

 

9.   Провести техническое обслужи­вание системы смазки дизеля

 

10. Провести обслуживание воз­духоочистителя пускового дви­гателя*

 

1 1 . Подтянуть крепления:

 -   форсунок;

 -    втулок форсунок;

 -   головок цилиндров и стоек ва­ликов коромысел дизеля;

 -   турбокомпрессора;

 -   коллекторов дизеля;

 -   узлов впускного тракта дизеля;

 -   выхлопной трубы;

 -   водяного и масляного радиато­ров;

 -   кронштейна вентилятора дизе­ля;

 -   стартера;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

+

 

 

 

 

 

+пр

 

+

 

 

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

+

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

 

+пр

 

+

 

 

+

+

+

 

 

+

+


+пр


+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+


+


+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+


+


+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

 

 -   генератора;

 -   задних опор дизеля;

 -   кожухов бортовых редукторов;

 -   концевых подшипников;

 -   карданного вала;

 -   гидробаков;

 -   кабины платформы, фар и сиг­налов;

 -   топливного бака;

 -   глушителя;

 -   шарниров дверей;

 -   пускового двигателя*;

 -   головки цилиндров пускового двигателя*;

 -   карбюратора*;

 -   магнето*;

 -   «ROPS-FORS» и его крон­штейнов

 

12. Проверьте показания контроль­ных приборов по эталону

 

13. Заменить ремни вентилятора и генератора (через 3000 мото­часов)

 

14. Провести обслуживание стар­тера

 

15. Заменить фильтроэлементы фильтра тонкой очистки топ­лива (через 1 500 моточасов)

 

16. Продуть сжатым воздухом или заменить новыми элементы фильтрующие воздухоочисти­теля дизеля (по показанию сигнализатора засоренности)

 

17. После интенсивных и продол­жительных осадков слить от­стой из корпуса воздухоочи­стителя дизеля

 

18. Заменить фильтроэлементы гидросистемы (по показанию сигнализатора засоренности)

 

19. Очистить фильтр очистки воз­духа вентилятора-отопителя кабины

 

20. Очистить и продуть сжатым воздухом сердцевины водяно­го и масляного радиатора

 

21. Промыть систему охлаждения и заполнить ее низкозамер­зающей жидкостью

 

22. Отключить (подключить) мас­ляный радиатор системы смаз­ки трансмиссии**

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 
+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
+

 

 

 

 

+

 

 
+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(+)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

12

 

23. Проверить работоспособность отопителя-вентилятора кабины и надежность крепления его узлов (закройте кран отопите-ля кабины)

 

24. Очистить паровоздушный кла­пан пробки водяного радиатора

 

25. Установить переключатель посе­зонной регулировки напряжения в положение «3» («Л»)

 

26. Провести обслуживание ЭФУ

 

27. Промыть крышку топливного бака

 

28. Проверить амортизаторы же­сткой балки. При наличии тре­щин амортизаторы заменить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 



+

 

+

 

 
+

 

(+)

 

 

 

 

+

* Для тракторов с пусковым двигателем.
** Для тракторов с механической трансмиссией,
пр Промывка систем.
4. Технические требования и рекомендации по выполнению работы при техническом обслуживании трактора
Для проведения технического обслуживания трактор должен быть предварительно очищен и вымыт.
При мойке не направлять струю воды на воздухоочистители, приборы, элементы электро­оборудования.
Заправочные горловины агрегатов, стартер, генератор закрыть полиэтиленовыми чехлами. По окончании мойки протереть насухо детали, узлы и агрегаты, подлежащие техническому обслуживанию.
Обслуживание воздухоочистителя
Элементы фильтрующие требуют очистки или замены, если лампа сигнализатора устойчиво горит. При неустойчивом горении лампы проверить исправность датчика сигнализатора засоренности.
Замена элементов фильтрующих
Снятие ЭФ производить вручную с соблюдением мер предосторожности, т.к. крышки ЭФ приклеены к бумаге полиэтиленом, и при ударах или попытках приложить повышенное усилие к ним могут оторваться.
Перед установкой чистых ЭФ в корпус необходимо очистить полость корпуса от пыли и проверить исправность ЭФ. Не допускается устанавливать ЭФ, имеющие разрывы бумаги, нарушение заделки ее краев, повреждение уплотнительных резиновых колец. Целостность бумажной шторы и заделки ее краев проверить на свет, поместив электролампу внутри ЭФ.
Перед закреплением ЭФ в корпусе воздухоочистителя необходимо убедиться в правильно­сти их установки и отсутствии посторонних предметов или грязи между уплотняющими поверхно­стями. Гайки крепления ЭФ затянуть, предварительно проверив наличие под ними паронитовых прокладок.
Хорошее уплотнение ЭФ, крышек воздухоочистителя и всех стыков впускной трассы предот­вращает попадание неочищенного воздуха в дизель и преждевременный его износ. Очистка ЭФ сжатым воздухом
Продуть ЭФ сжатым воздухом под давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см) изнутри струей, направленной наружу ЭФ.
Во избежание разрыва бумажной шторы струю направить под углом 30 - 45° к вертикальной оси ЭФ, а сопло располагать не ближе 30 мм к бумаге. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПРОДУВКА ЭФ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ И ОЧИСТКА ПОСТУКИВА­НИЕМ И ВСТРЯХИВАНИЕМ.
Послестановки ЭФ, очищенных продувкой, необходимо проверить качество их очистки. ЭФ пробуют повторной продувки, если при работе дизеля на максимальной частоте холостого хода лампа сигнализатора устойчиво горит.
В случае неисправности сигнализатора, а также отсутствия его заменять основные ЭФ через 250 моточасов, а предохранительные ФП - через 500 моточасов.
При работе в особо пыльных условиях сроки замены ЭФ сокращаются до 10 моточасов.
Промывка ФП
Сменные матерчатые чехлы предохранительных ФП промывают в 2%-ном растворе паст ОП-7 или ОП-10 (20 г пасты на 1 л воды). Температура раствора 50 °С. Если нет пасты, то допус­кается промывка чехлов в растворе стирального порошка. Перед промывкой матерчатые чехлы (освободить от колец, снять с каркаса. После промывки чехлы прополоскать в чистой воде, высу-авпъ, надеть на каркас, установить кольца.
Допускается очищать сменные чехлы, снятые с каркаса, встряхиванием.
Ориентировочный срок службы ЭФ с проведением продувок при нормальной запыленности воздуха 1500 моточасов.
Замена загрязненных ЭФ должна производиться своевременно, т. к. загрязнение фильт-■ипщей бумаги повышает сопротивление воздухоочистителя и может послужить причиной дымле-залегания поршневых колец и падения мощности дизеля.
Обслуживание мультициклонов воздухоочистителя
Проверить чистоту циклонов, а также плотность соединения мультициклонного воздухоочистителя со второй ступенью очистки.
При необходимости промыть циклоны дизельным топливом и просушить. Одновременно ос­мотреть и, при необходимости, очистить межсекционную и выхлопную трубы.
Обслуживание системы охлаждения
Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:
не допускать утечек охлаждающей жидкости;
ежесменно контролировать уровень охлаждающей жидкости. Если система заправлена антифризом, то его количество может уменьшаться за счет испарения воды. Поэтому при отсутствии утечек из системы охлаждения уровень антифриза восстанавливать, доливая в систему чистую воду; при сезонном ТО проверять плотность охлаждающей жидкости, которая при температуре 20 °С должна быть равна: для Тосола-А40М и ОЖ-40 от 1,078 до 1,085 г/см2, Тосола-А65М и ОЖ-65 от 1,085 до 1,095 г/см2;
заменять охлаждающую жидкость в системе через 3 года;
заправку и слив охлаждающей жидкости производить в чистую емкость, не допуская попадания в нее нефтепродуктов;
если в системе охлаждения используется вода, то в случае ухудшения теплового режима дизеля, систему необходимо промыть. Для этого заправить систему содовым раствором (150 г кальцинированной соды на 1 л воды) и работать на тракторе в течение смены. После окончания работы раствор слить, промыть систему чистой водой и заполнить охлаждающем жидкостью;
при соответствующем техническом обслуживании подтягивать крепления радиатора, про­чищать паровоздушный клапан, находящийся в крышке радиатора;
не допускать загрязнения сердцевины радиатора, периодически продувая его сжатым воздухом или промывая струей воды
Обслуживание системы отопления кабины
Эффективная работа системы отопления кабины зависит от исправного состояния ее узлов и деталей. Трасса системы отопления кабины должна иметь уклон для обеспечения полного слива из нее жидкости в систему охлаждения дизеля.
Внутренняя и наружная поверхности радиатора системы отопления должны быть чистыми. Для обеспечения чистоты наружной поверхности необходимо ее очистить и промыть. При очистке радиатора не пользуйтесь металлическими скребками во избежание повреждения трубок радиатора.
Для удаления образовавшейся накипи на внутренних поверхностях радиатора систему ото­пления промыть содовым раствором. Эта операция проводится одновременно с промывкой систе­мы охлаждения дизеля при открытом кране системы отопления.
Для очистки фильтра вентилятора-отопителя кабины:
отвернуть гайку крепления накладки;
повернуть накладку и открыть крышку;
отвернув гайки, вынуть из рамки фильтр;
очистить фильтр встряхиванием или продувкой. Поврежденный фильтр заменить. Очистка фильтра производится в сроки, предусмотренные регламентом технического обслуживания
Обслуживание топливной системы
Замену фильтрующих элементов в топливном фильтре тонкой очистки топлива производить через 1500 моточасов.
Для замены элементов в топливном фильтре тонкой очистки закрыть проходной кран топ­ливного бака отвернуть гайки 8, снять стаканы вместе с фильтрующими элементами. Снять фильтроэлементы со стяжного стержня 3.
Промыть в дизельном топливе снятые стаканы, сальник 2, пружины 1.
Проверить состояние прокладок 6, 7. Поврежденные прокладки заменить.
Установить на стержень новые фильтроэлементы. Стаканы надежно закрепить гайками к фильтра. После установки фильтрующих элементов открыть проходной кран топливного бака заполнить топливную систему топливом.
Запасные фильтрующие элементы должны храниться завернутыми в заводской упаковке, в непроницаемом ящике.
Разборка и регулирование топливного насоса в случае необходимости или при текущем ремонте должна производиться в специально оборудованных ремонтных мастерских. Для замены масла в корпусе топливного насоса:
- вывернуть пробки заливного и сливного отверстий и слить масло;
- ввернуть пробку в сливное отверстие и залить в корпус топливного насоса свежее масло;
- ввернуть пробку в заливное отверстие.
При установке снятой форсунки:
штуцер форсунки должен быть повернут к стыку головок и находиться в литой выемке на верхней плоскости головки. Плечи рычага должны располагаться симметрично относительно диа­метра форсунки. Зазор между плечами рычага и фланцем форсунки не допускается; прокладку под форсунку перед установкой следует слегка смазать солидолом. Прокладка может быть использована не более двух раз, после чего она должна быть заменена на новую или отожженную; момент затяжки гайки крепления форсунки от 45 до 65 Нм (от 4,5 до 6,5 кгс-м). В случае замены распылителя перед установкой форсунки проверить биение цилиндриче­ской поверхности распылителя относительно посадочной поверхности форсунки.
При установке новой форсунки после окончательной затяжки гайки крепления форсунки не­обходимо проверить радиальный зазор между корпусом распылителя и отверстием в головке, а также выступание распылителя. Величина зазора должна быть не менее 0,05 мм. Выступание рас­пылителя (3,5 ± 0,5) мм над плоскостью головки, должно быть обеспечено за счет установки про­кладок.
Перед проверкой величины зазора необходимо удалить нагар, образовавшийся в гнезде распылителя.
Следует систематически следить за чистотой форсунок, топливного насоса и трубок. В слу­чае обнаружения подтекания топлива через соединения трубок высокого давления необходимо подтянуть накидные гайки.
Обслуживание системы смазки дизеля
Обслуживание системы смазки дизеля включает:
замену масла в системе;
промывку системы;
замену фильтрующих элементов.
Слив отработанного масла производить в емкости, не допуская попадания масла на землю.
Замена масла в системе смазки:
установить трактор над смотровой ямой; сразу после остановки прогретого дизеля вывернуть пробки 21 и 27 сливных отверстий картера дизеля, пробку верхней части радиатора, пробку 13 масляного фильтра, сливные пробки в корпусе регулятора и в топливном насосе, в картере пускового двигателя и в редукторе пускового двигателя; слить масло в приготовленные емкости; промыть пробки и сапун дизеля топливом, смочить набивку маслом и стряхнуть излишки; ввернуть пробки, залить свежее масло в картер дизеля 32 л, корпус топливного насоса 0,5 л, картер пускового двигателя 1,9 л, корпус редуктора 0,6 л; дизель запустить и проработать при частоте вращения не ниже 800 об/мин от 2 до 5 мин; остановить дизель, через 10 мин замерить уровень масла в картере дизеля и долить до верхней метки на масломерной линейке. У дизеля, работающего на малой частоте вращения, уровень масла должен быть между метками.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ РАБОТА ДИЗЕЛЯ ПРИ УРОВНЕ МАСЛА НИЖЕ НИЖНЕЙ МЕТКИ МАСЛОМЕРНОЙ ЛИНЕЙКИ.
Проверить плотность всех соединений после замены масла. Давление масла при работе прогретого дизеля при номинальной частоте вращения должно быть от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см2). Если давление масла не соответствует указанной выше величине, то следует провести работы по п. 8.1.
Промывка системы смазки дизеля
При проведении ТО после 50 моточасов работы нового трактора и при ТО-3 промыть систе­му смазки:
слить масло, как было указано выше, ввернуть пробки;
залить в картер дизеля 20 л смеси (50% дизельного и 50% моторного масла);
пустить дизель и дать ему проработать на средней частоте вращения от 2 до 3 мин, при этом давление в системе должно быть не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2);
остановить дизель и слить смесь из картера дизеля, топливного насоса и регулятора в емкость;
ввернуть пробки и заполнить систему свежим маслом, как указано выше. При необходимости промыть маслоприемники насоса, эту операцию выполнить совместно с промывкой системы смазки. Для этого (после промывки системы):
отвернуть болты и снять переднюю половину картера. При съеме половины картера рекомендуется работать вдвоем (масса картера 26 кг), соблю­дая осторожность, чтобы не повредить прокладки;
снять маслоприемники и промыть сетки дизельным топливом. Не допускается применять для обтирки поверхностей картера и сеток ветошь;
установить промытые детали на место, при установке половины картера затягивать болты крестообразно, предварительно установив все болты. Обеспечить плотное соединение между плоскостями картера и блока и плоскостью половины картера.
Порядок замены фильтрующих элементов масляного фильтра:
вывернуть пробку 13 из корпуса 2 маслофильтра и слить масло в емкость; отвернуть болты 8, снять колпаки 7 и фильтрующие элементы 5.
Обслуживание пускового двигателя
Воздухоочиститель пускового двигателя необходимо промыть в сроки, установленные техническим обслуживанием.
Для промывки следует:
отвернуть винт-барашек, снять крышку, вынуть кассету с набивкой и промыть ее в бензине;
для промывки поддона снять отраядетель и удалить отработанное масло;
протереть поверхности, промыть их бензином и залить свежее масло до верхней кромки отражателя.
При сборке воздухоочистителя необходимо убедиться в наличии прокладок между отража­телем и кассетой и между кассетой и крышкой. Поврежденные прокладки заменить.
Топливная система
Сетчатый фильтр карбюратора и фильтр заливной горловины бензобака промывать в чис­том бензине.
Периодически протирать карбюратор и трубопроводы снаружи чистой тряпкой, смоченной в бензине.
В том случае, когда регулировкой, осуществляемой винтом 5 (рис. 35), не удается добиться устойчивой работы двигателя на холостом ходу, снять карбюратор, разобрать его, промыть детали в бензине и продуть сжатым воздухом топливные каналы, воздушный канал системы холостого хода и жиклер холостого хода. После продувки жиклера и каналов отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. При неустойчивой работе двигателя под нагрузкой продуть сжа­тым воздухом топливные каналы и жиклер-распылитель главной дозирующей системы.
Не допускается вывинчивание жиклеров из корпуса карбюратора и очистка их и каналов проволокой.
В случае установки карбюратора К125Л при нарушении его нормальной работы:
снять карбюратор;
разобрать;
промыть детали в бензине;
вывернуть пробки и продуть каналы сжатым воздухом.
Не допускается очистка отверстий жиклеров и каналов проволокой. Для регулирования уровня бензина и хода иглы клапана подачи топлива:
снять крышку карбюратора;
проверить поплавок на герметичность;
установить размер 39 мм от плоскости разъема крышки до верхней точки поплавка (крыш­ка находится в перевернутом положении) подгибанием язычка на рычаге поплавка;
установить ход иглы в пределах 1,2 - 1,5 мм подгибанием ограничителя хода иглы на ры­чаге поплавка.
Порядок замены масла в картере пускового двигателя и редукторе:
у прогретого двигателя вывернуть две пробки из картера и слить масло в емкость;
промыть пробки и набивку сапуна дизельным топливом, после этого набивку сапуна смо­чить моторным маслом;
ввернуть пробки и залить свежее масло до уровня верхней метки на масломерной линейке;
пустить двигатель, дать проработать ему от 2 до 3 мин, после чего проверить уровень масла по масломерной линейке и при необходимости долить.
При проведении ТО нового трактора после 50 моточасов работы и при ТО-3 дополнительно производится промывка картера пускового двигателя. Для этого после слива отработанного масла:
ввернуть сливные пробки и залить в картер смесь из дизельного топлива и моторного мас­ла в равных объемах до уровня, несколько большего верхней метки на масломерной линейке;
пустить двигатель, дать проработать ему от 2 до 3 мин на малой частоте вращения, оста­новить двигатель и слить смесь в емкость.
После этого выполняются остальные работы операции по замене масла. Замена масла в редукторе пускового двигателя и корпусе конических шестерен и промывка редуктора производят­ся аналогично.
Муфта сцепления пускового двигателя
Уход за муфтой сцепления сводится к предупреждению пробуксовки дисков, обеспечению нормальной работы привода управления муфтой сцепления и периодическому сливу отстоя из корпуса.
Пробуксовка дисков муфты происходит либо от износа накладок, либо от замасливания дисков.
Переключение шестерен редуктора с ударами зубьев указывает на нарушение регулировки привода.
При пробуксовке дисков муфты сцепления, вызванной износом фрикционных накладок, требуется регулирование муфты.
Порядок проведения регулировочных работ описан в подразделе «Пусковой двигатель». Пробуксовка дисков от замасливания устраняется промывкой. Для промывки необходимо:
снять крышку бокового люка корпуса муфты и выключить муфту;
с помощью шприца, заправленного бензином, впрыскивать бензин на фрикционные на­кладки;
включить и выключить муфту несколько раз. Если эта промывка безрезультатна, то:
залить в корпус муфты бензин до нижней кромки люка и закрыть люк;
пустить двигатель и несколько раз включить и выключить муфту;
остановить двигатель и слить бензин через сливное отверстие в корпусе.
В сроки, предусмотренные техническим обслуживанием, необходимо сливать из корпуса муфты сцепления скопившееся масло.
Техническое обслуживание ПЖД
При переходе к осенне-зимнему периоду при установившейся температуре окружающего воздуха ниже 5 °С необходимо:
подтянуть крепления системы подогрева, очистить от пыли и грязи дренажную трубку топ­ливного насоса подогревателя;
промыть фильтры электромагнитного клапана и форсунки;
при работе подогревателя осуществлять контроль за подтеканием топлива из дренажной трубки топливного насоса.
Подтекание топлива 1 см3/ч не является признаком неисправности.
После проведения обслуживания узлов подогревателя произвести регулирование расхода топлива и проверку работы подогревателя.
При оптимальном расходе топлива подогревателем выхлопные газы, выходящие из газорас­пределительного кожуха, должны быть бездымными.
При необходимости это достигается регулировкой расхода топлива винтом редукционного клапана топливного насоса. Для регулирования подачи топлива необходимо отвернуть накидную гайку клапана, ослабить контргайку, поворачивая винт, добиться бездымной работы подогревате­ля, затем винт законтрить контргайкой и навернуть накидную гайку.
После 100 - 150 пусков подогревателя очистить от нагара свечу искровую и горелку, а фор­сунку разобрать и промыть.
Для промывки форсунки:
снять корпус с электромагнитным клапаном;
вывернуть форсунку и разобрать ее;
промыть фильтр форсунки в ацетоне или бензине, или, при необходимости, заменить его;
очистить от пыли и грязи каналы в камере и отверстие в распылителе;
промыть детали форсунки в бензине или ацетоне, продуть сжатым воздухом;
собрать форсунку, обратив особое внимание на правильность установки камеры и плотную затяжку ее винтом;
проверить распыл форсунки включением подогревателя (не устанавливая корпус электро­магнитного клапана на горелку). Угол распыла должен быть не менее 80". Распыл должен быть тонким в виде туманообразного конуса;
установить корпус электромагнитного клапана на горелку.
Обслуживание трансмиссии
Смазка подшипников кардана
Снять переднюю левую панель кабины. Рычажно-плунжерным шприцем с удлинителем нагнетать смазку через масленки до срабатывания клапана.
Порядок замены масла в гидромеханической передаче и системе смазки трансмиссии. В качестве рабочей жидкости для гидромеханической передачи применяется масло гидравличе­ское «А». Применение других сортов масел приводит к преждевременному износу деталей гидромеханической передачи.
Замена масла должна осуществляться с одновременной промывкой механизмов.
Перед заменой масла в коробке передач и отделении конических шестерен установить трак­тор над смотровой ямой, по возможности, горизонтально. Масло сливать неостывшим.
Для этого вывернуть пробки фильтра и поддона гидротрансформатора и пробку в днище отделения конических шестерен. Слить масло в емкость. Установить пробки на места и залить 50 л керосина. Затем пустить дизель и дать поработать трактору от 5 до 10 мин, чтобы промыть систему смазки трансмиссии. По окончании промывки слить полностью керосин. Промыть пробки. Спитый керосин после отстоя можно снова применять для промывки механизмов трактора. Затем завернуть пробки, заполнить систему свежим маслом и через 30 мин проверить уровень масла по веткам на масломерной линейке. Уровень масла в коробке передач и отделении конических шес­терен должен быть до верхней метки соответствующей части масломерной линейки, находящейся а отсеке корпуса бортовых фрикционов. Желательно масло заливать слегка подогретым (но не на открытом огне).
Одновременно промыть фильтр очистки масла на трассе из радиатора в коробку передач. Бортовые фрикционы и тормоза
Обслуживание бортовых фрикционов сводится к предупреждению пробуксовки дисков. Пробуксовка дисков происходит от износа фрикционных накладок или от замасливания их.
При износе фрикционных накладок следует отрегулировать механизм управления поворота в порядке, изложенном в подразделе «Регулирование агрегатов и механизмов трансмиссии».
Если регулированием пробуксовка дисков бортовых фрикционов не устраняется, то следует восстановить толщину пакета дисков.
При появлении признаков замасливания необходимо промыть фрикционные диски сразу по­сле остановки трактора. Для промывки:
залить в каждое отделение через люки корпуса 8 л керосина, чтобы смыть масло, находя­щееся снаружи бортовых фрикционов и на внутренних стенках корпуса;
поработать на тракторе от 5 до 10 мин, двигаясь вперед и назад. При этом фрикционы не должны выключаться, чтобы между их дисками не попадала грязь;
слить керосин, затем ввернуть сливные пробки и повторить операцию промывки, пооче­редно выключая бортовые фрикционы при работе без нагрузки на первой передаче в течение от 5до10мин;
заглушить дизель, слить керосин;
выключить фрикционы, поджав шаровыми гайками рычаги в поршни сервомеханизма, и вставить трактор в таком положении на несколько часов для полного удаления остатков керосина.
Обслуживание тормозов сводится к своевременному регулированию согласно методике, изложенной в подразделе «Регулирование агрегатов и механизмов трансмиссии».
При замасливании фрикционных накладок тормозных лент необходимо промыть отделения бортовых фрикционов, не выключая фрикционы, как описано выше.
Для тракторов с гидромеханической трансмиссией в сроки, предусмотренные техническим обслуживанием, производить смазку подшипников механизма управления тормозами. Смазку подшипников механизма управления поворотом производить при ремонте.
Бортовые редукторы
В сроки, предусмотренные техническим обслуживанием, необходимо проверять уровень масла в бортовых редукторах и доливать его до нормального.
Замена масла должна осуществляться с одновременной промывкой бортовых редукторов. Для промывки необходимо:
после слива масла ввернуть сливные пробки и залить в бортовые редукторы по 10 л керосина или дизельного топлива;
привести трактор в движение на первой передаче переднего и заднего ходов в течение от 5 до 10 мин;
слить керосин (дизельное топливо) и залить в бортовые редукторы свежее масло.
Порядок замены масла в системе смазки механической трансмиссии. Перед заменой масла в коробке передач и отделении конических шестерен необходимо уста­новить трактор над смотровой ямой, по возможности горизонтально. Сливать масло рекомендует­ся неостывшим.
Для полного слива масла из системы требуется вывернуть сливные пробки из корпуса короб­ки передач, днища отделения конических шестерен, а также пробку в верхней части масляного радиатора.
После слива масла необходимо очистить сетку маслоприемника насоса, для чего снять крыш­ку на днище коробки передач.
Промыть крышку и сливные пробки, установить их на свои места и заполнить систему свежим маслом. Рекомендуется заливать подогретое масло.
Уровень масла замерять через 30 мин унифицированной масломерной линейкой, находящей­ся в отделении конических шестерен.
Уровень масла должен быть между метками соответствующей части масломерной линейки.
Одновременно с заменой масла в коробке передач и отделении конических шестерен следует также промыть масляный фильтр системы смазки трансмиссии.
В механизме управления поворотом замену масла производить при ремонте с одновремен­ной промывкой.
Подключение (при проведении ТО-ВЛ) или отключение (при проведении ТО-ОЗ) масляного радиатора осуществлять перестановкой полого болта 4 и упора 3 в корпусе фильтра 6.
Муфта сцепления
Обслуживание муфты сцепления трактора сводится к предупреждению пробуксовки дисков. Пробуксовка дисков муфты сцепления происходит при износе фрикционных накладок или при их замасливании.
При износе накладок следует отрегулировать муфту сцепления, как указано в подразделе «Регулирование агрегатов и механизмов трансмиссии».
Для предупреждения замасливания фрикционных накладок необходимо периодически вывертывать пробку в кожухе маховика и сливать накопившееся там масло.
При появлении признаков замасливания необходимо промыть фрикционные накладки сразу после остановки трактора, пока диски нагреты и масло может легко смываться с них.
Для промывки:
залить в кожух муфты сцепления через открытый люк при остановленном дизеле 8 л керо­сина;
пустить дизель и дать ему проработать от 5 до 10 мин, не выключая при этом муфту сцепления;
остановить дизель и через сливное отверстие в кожухе маховика слить керосин;
ввернуть сливную пробку и повторить операцию промывки с выключением-включением муфты сцепления;
после слива керосина в течение нескольких часов не вворачивать пробку в сливное отверстие маховика для полного удаления керосина;
при появлении признаков замасливания диска тормозка промыть его через открытый люк кожуха муфты сцепления при включенной муфте.
После промывки муфту сцепления смазать и отрегулировать.
При демонтаже муфты сцепления, а также дизеля или коробки передач, необходимо смазать шлицевые соединения карданного вала муфты сцепления согласно «Таблице смазки».
Обслуживание топливного бака трактора
Топливный бак трактора в конце рабочего дня должен быть наполнен топливом, что предупреждает конденсацию паров воды внутри бака. Закрывать проходной кран только в случае устранения неисправностей в гидролинии, подводящей топливо к дизелю, или при техническом обслуживании топливной системы.
Необходимо периодически промывать крышку горловины бака и прочищать дренажные отверстия в ней.
Для промывки:
снять крышку с горловины (горловину на время промывки закрыть);
опустить крышку в емкость с бензином (дизельным топливом), при этом крышка должна «утонуть»;
через 4-5 мин вынуть крышку и, закрыв отверстия, встряхнуть ее несколько раз, после чего дать стечь бензину;
просушить крышку;
опустить в емкость с маслом, при этом крышка должна «утонуть»;
вынуть крышку, дать стечь маслу;
закрыть бак.
Не следует оставлять бак открытым даже на короткое время.
Отстой из бака сливать в сроки, предусмотренные регламентом технического обслуживания.
Обслуживание механизма запирания двери кабины
Регулирование механизма запирания двери на ключ производить в следующем порядке:
открыть дверь кабины;
вывернуть винты крепления панели двери и снять панель;
повернуть ключ замка в положение «Закрыто» (ригели 1 полностью выдвинуты);
отвернуть болт 2 и установить положение направляющей 4 так, чтобы зазор «А» между ригелем 1 и болтом 2 не превышал 1 мм. В таком положении завернуть болт 2 до упора;
проверить величину зазора с помощью щупа. Щуп толщиной 1 мм входить в зазор не должен.
Обслуживание ходовой системы
Необходимо периодически подтягивать крепление башмаков, крышек опорных катков, опор натяжных колес, кронштейнов и осей поддерживающих катков, натяжного и прицепного устройств, подшипников раскосов тележек, концевых подшипников и рессоры.
Особое внимание следует уделять затяжке болтов крепления башмаков к звеньям гусенич­ных лент. Не допускается работа трактора с ослабленным креплением башмаков.
Натяжение гусениц необходимо проверять и регулировать в соответствии с методикой, изложенной в подразделе «Несущая и ходовая системы».
Натяжение гусениц должно быть не только в пределах нормы, но и одинаковым для обеих гусениц.
Смазка ходовой системы
Уровень заправки опорных и поддерживающих катков и натяжных колес проверять по выте­канию масла из каналов осей при вывернутых пробках.
При недостаточном уровне масла произвести смазку катков и натяжных колес с помощью заправочного бачка в следующем порядке:
отвинтить гайку-барашек, вынуть насос и залить в бачок трансмиссионное масло. Темпе­ратура масла должна быть не ниже 20 "С. Уровень заправки бачка - до риски на корпусе насоса (1,5 л); установить насос, плотно завинтить гайку-барашек, закрыть кран наконечника;
создать в бачке избыточное давление, сделав от 100 до 120 полных качков насосом;
ввести наконечник бачка в ступенчатое отверстие оси до упора и открыть кран нако­нечника.
Заправку продолжать до начала вытекания масла из отверстия оси, после чего закрыть кран, вынуть из оси наконечник, установить пробку на место.
В случае снижения работоспособности насоса проверить состояние манжеты насоса, при высыхании манжеты размять ее и смазать солидолом. При самопроизвольном подъеме штока насоса от избыточного давления проверить состояние клапана насоса и устранить неис­правность.
При работе с заправочным бачком соблюдать следующие меры предосторожности:
не повышать давление в баллоне выше допустимого (не делать более 120 качков при полностью заправленном бачке);
не бросать и не опрокидывать бачок при наличии в баллоне давления;
отвинчивать гайку-барашек осторожно, постепенно стравливая воздух для преду­преждения срыва гайки-барашка.
Универсальная гидравлическая и навесная системы
Обслуживание универсальной гидравлической и навесной систем заключается в основном е периодической проверке отсутствия утечек рабочей жидкости через соединения и уплотнения, в своевременной дозаправке и замене рабочей жидкости, замене фильтроэлементов и регулирова­нии давления.
Замена бумажных фильтроэлементов фильтра гидросистемы производится по показанию Сигнализатора засоренности. В случае неисправности сигнализатора замены фильтроэлементов производить через 500 моточасов в следующем порядке:
вывернуть пробку и слить масло из полости фильтра;
вывернуть болты крепления крышки фильтра и снять крышку;
вынуть фильтр из посадочного гнезда и извлечь его из стяжной трубы.
В сроки, предусмотренные регламентом технического обслуживания, производится замена рабочей жидкости в гидросистеме.
Для слива рабочей жидкости необходимо вывернуть сапун из правого гидробака и пробку из сливного отверстия в трубопроводе, соединяющем гидробаки в нижней части.
Рабочая жидкость, заправляемая в гидросистему, должна быть чистой, не содержать посто­ронних примесей и воды.
После заправки гидросистемы пустить дизель, дать поработать ему от 2 до 3 мин на малой частоте вращения, затем увеличить частоту вращения до средней, от 5 до 6 раз поднять и опус­тить орудие. После этого проверить уровень рабочей жидкости и, при необходимости, долить.
Уровень рабочей жидкости контролируют по смотровому стеклу правого бака при работаю­щий! дизеле. Падение уровня рабочей жидкости ниже смотрового стекла при минимально устойчи­вой частоте вращения коленчатого вала дизеля на холостом ходу недопустимо.
Появление пены из сапуна, установленного на правом баке, свидетельствует о проникнове­нии в гидросистему воздуха. В этом случае необходимо найти место подсоса воздуха на всасы­вающей гидролинии к насосу и устранить подсос.
Периодически необходимо:
смазывать шарниры передних гидроцилиндров. Смазка производится рычажно-плунжерным шприцем, за один ход плунжера подается 0,35 см3 смазки; проверять максимальное давление в гидравлической системе согласно указаниям подраздела «Универсальная раздельно-агрегатируемая гидравлическая и навесная система». НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ОСТАВЛЯТЬ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ РЫЧАГИ РАСПРЕДЕЛИТЕ­ЛЯ В ПОЛОЖЕНИИ «ПОДЪЕМ» или «ОПУСКАНИЕ».
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ, ДАЖЕ КРАТКОВРЕМЕННО, РАБОТА ПРИВОДА НАСОСА С ВЫ­ВЕРНУТЫМИ ПРОБКАМИ ГИДРОБАКОВ ИЛИ ПРИ ПОНИЖЕННОМ УРОВНЕ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ В БАКЕ.
При подтекании рабочей жидкости в соединениях трубопроводов следует подтянуть их крепления.
Обслуживание электрооборудования
Генератор в процессе эксплуатации не требует регулировок и смазки.
Для обеспечения нормальной работы необходимо содержать генератор в чистоте. Периоди­чески проверять натяжение приводного ремня, крепление генератора и подсоединительных про­водов, состояние клемм, очищая их по мере необходимости от окислов, отключив предварительно аккумуляторные батареи.
Для проверки величины напряжения генератора, установленного на тракторе, необходимо подключить вольтметр (не ниже второго класса с пределом измерения ЗОВ) между выводом «+» генератора и «массой».
Пустить дизель и установить частоту вращения коленчатого вала близкую к номинальной. При работе генератора с аккумуляторной батареей напряжение должно быть в пределах: при по­ложении Л переключателя сезонной регулировки регулятора напряжения от 27,0 до 28,1 В; при положении «3» от 28,7 до 30,4 В.
Подключение и отключение вольтметра производить при остановленном дизеле. Проверку осевого и радиального люфтов вала ротора и ремонт генератора следует производить в мастер­ских, имеющих специальное оборудование.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
- менять полярность при подключении аккумуляторных батарей;
- пускать дизель, используя для возбуждения генератора посторонний источник на­пряжения более ЗОВ;
- мыть генератор дизельным топливом, бензином, струей воды под давлением;
- даже кратковременное замыкание выводов генераторной установки на «массу».
Стартеры 251.3708 и 42.3708
Обслуживание стартера предполагает поддержание общей чистоты, проверку надежности крепления и состояния клемм.
Через 2000 моточасов необходимо:
- снять стартер, очистить его от грязи;
- снять крышку тягового реле, осмотреть контактный диск, соединяемые с ним контакты и зачистить их (контактный диск можно повернуть другой стороной);
- продуть внутренние поверхности тягового реле;
- снять крышку и осмотреть щетки. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержате­лях и плотно прилегать к коллектору всей плоскостью;
- осмотреть коллектор. При загрязнении или подгорании протереть рабочую поверхность коллектора чистой ветошью, смоченной в бензине. Если следы подгорания не устраняются, то коллектор зачистить мелкой стеклянной шкуркой:
- снять все фильцы, промыть, смочить моторным маслом и установить их на место;
- осмотреть состояние шестерни привода, если есть заусенцы зачистить. При большом из­носе зубьев заменить шестерню;
- смазать винтовые шлицы привода моторным маслом.
Аккумуляторные батареи
При эксплуатации аккумуляторных батарей необходимо ежедневно очищать батареи от пы­ли и грязи, протирать поверхность чистой тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе кальциниро­ванной соды или нашатырного спирта.
Периодически необходимо проверять:
- плотность затяжки гаек крепления наконечников проводов с выводными клеммами батарей;
- надежность крепления аккумуляторной батареи в контейнере;
- отсутствие повреждения корпуса и трещин в мастике;
- чистоту вентиляционных отверстий в пробках банок аккумуляторов;
- плотность электролита, определяя степень разряженности батареи;
- уровень электролита в каждой банке и, при необходимости, долить дистиллированной во­ды до уровня нижнего торца горловины.
Во избежание выхода из строя аккумуляторов и стартера ЗАПРЕЩАЕТСЯ использо­вать для пуска дизеля аккумуляторные батареи, разряженные более допустимой нор­мы (25% - ЗИМОЙ, 50% - ЛЕТОМ).
На тракторах с пусковым двигателем П-23У электрический стартер 42.3708 подключен к од­ной из двух батарей, т.е. на напряжение 12В. В процессе эксплуатации не реже одного раза в ме­сяц рекомендуется переключать стартер к другой батарее (менять батареи).
Магнето и свечи
Обслуживание магнето предполагает поддержание общей чистоты, проверку надежности креплений, регулярную смазку фильца кулачка. Протирать магнето чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Не допускается попадание на наружные поверхности топлива и масла. Необходимо следить за правильным присоединением высоковольтных проводов. Зачищать контакты специальным напильником (абразивную пыль сдувать), чистые контакты протирать замшей, слегка смоченной в бензине.
Через два года работы магнето следует заменить смазку в подшипниках. Для этого необ­ходимо:
- разобрать магнето в мастерской;
- промыть подшипники в бензине, протереть и смазать смазкой ЦИАТИМ-201, а при экс­плуатации в тропиках - ЦИАТИМ-221;
- собрать магнето.
Свечи необходимо периодически очищать от нагара, и регулировать зазор в электродах.
Система освещения и звуковой сигнализации При обслуживании системы освещения следует:
- периодически протирать наружную поверхность рассеивателей рабочих фар и плафона, проверять надежность их установки;
- заменять вышедшие из строя лампы и лампы с потемневшими колбами, не дожидаясь вы­хода таких ламп из строя;
- удалить пыль с корпуса рабочих фар;
- пыль с внутренней поверхности отражателя удалять многократной промывкой в чистой во­де, при этом не прикасайтесь пальцами к алюминиевой поверхности отражателя и не пользуйтесь тампонами. После промывки элемент сушат на воздухе в положении зеркалом вниз.
Электропровода (жгуты)
Для нормальной работы электрооборудования необходимо соблюдать следующие правила обслуживания проводов:
- очищать провода от пыли и грязи, проверять надежность крепления;
- во избежание ослабления и нарушения контактов не рекомендуется без надобности расстыковывать штекерные соединения;
- периодически, по мере необходимости, очищать от влаги и грязи внутреннюю полость за­щитных резиновых колпачков;
- повреждения изоляции на отдельных проводах устранять изолированием поврежденного места специальной лентой. Поврежденный провод в жгуте извлечь (разобрав жгут) и заменить ис­правным подходящего сечения. Жгут восстановить;'
- периодически подтягивать крепления проводов в местах контактов.
Выключатели, розетки, контакторы, реле, предохранители
Если в эксплуатации трактора был длительный перерыв, рекомендуется выключатели под­вергнуть тренировочному циклу - несколько раз включить - выключить. Это необходимо для очи­стки окисной пленки на подвижных контактах.
Неисправные выключатели заменить новыми.
Розетки для подключения внешнего источника питания и подключения электрооборудования прицепных орудий периодически продувать сжатым воздухом.
Контакторы, реле блокировки на тракторах с ЭССП ухода не требуют и в случае отказа подлежат замене.
Перегоревшие предохранители следует заменить новыми. Для этого необходимо отключить аккумуляторные батареи, открыть (снизу) щиток приборов, извлечь вставку (заведомо определен­ную по схеме) и, смотав необходимое количество плавкого провода, восстановить предохрани­тель. Включить батареи и электроцепь, которую защищает замененный предохранитель.
Если он снова перегорит - значит в цепи неисправность, которую необходимо устранить. Для этого снова восстановить предохранитель и проверить цепь.