Техническое обслуживание
Техническое обслуживание трактора является плановым и заключается в выполнении операций, обеспечивающих исправное техническое состояние и экономичную работу трактора в течение заданного ресурса.б) проверьте уровень масла и при необходимости долейте: в картер дизеля; поддон воздухоочистителя; бак гидронавесной системы; корпус гидроусилителя руля; корпус силовой передачи; корпус ПВМ; корпуса колесных редукторов ПВМ, промежу точную опору; боковые редукторы заднего моста трактора Беларус 82Р;
в) смажьте: подшипник отводки сцепления; подшипники поворотных цапф; шестерню правого раскоса; втулки вала механизма задней навески; шарниры гидроцилиндра ГОРУ (если установлено);
г) проверьте аккумуляторную батарею и при необходимости очистите от окислов клеммы и смажьте их техническим вазелином, очистите вентиляционные отверстия, проверьте степень разряженности;
д) проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вентилятора; механизмы управления трактора; давление воздуха в шинах; сходимость передних колес;
е) проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения;
ж) заправьте охлаждающую жидкость в радиатор;
з) прослушайте дизель и проверьте показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
б) слейте конденсат из баллона пневмосистемы;
в) контролируйте степень засоренности воздухоочистителя по контрольной лампе;
г) проконтролируйте работоспособность дизеля, органов управления, систем освещения и сигнализации,стеклоочистителя и тормозов.
в) проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вен тилятора, свободный ход педали муфты сцепления, тормоза и пневмосистему;
г) проверьте аккумуляторные батареи и при необходимости очистите поверхность батарей, клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках;
д) замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя дизеля, корпусах силовой передачи, переднего ведущего моста, колесных редукторов ПВМ, промежуточной опоры; бортовых редукторов Беларус-82Р;
е) смажьте подшипник отводки муфты сцепления;
ж) очистите центробежный масляный фильтр;
з) промойте сетчатый фильтр гидравлической системы (тракторы с малогабаритной кабиной); замените фильтрующий элемент гидросистемы (тракторы с унифицированной кабиной);
и) промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля;
к) проверьте и при необходимости подтяните: наружные крепления составных частей трактора, в том числе болты головки блока цилиндров дизеля и болты крепления кронштейна промежуточной опоры карданного вала к корпусу муфты сцепления (для тракторов с ПВМ); болты корпусов силовой передачи, ступиц задних колес, кронштейна поворотного вала ЗНУ; гайки передних и задних колес;
л) проверьте и отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами дизеля;
м ) проверьте уровень и при необходимости долейте: охлаждающую жидкость в радиатор, воду в блок отопления и охлаждения воздуха в малогабаритной кабине (при работе блока в режиме охлаждения);
н) слейте: отстой из фильтра грубой очистки топлива и конденсат из ресивера;
о) проверьте и при необходимости восстановите герметичность воздухоочистителя и впускных трубопроводов дизеля;
п) проконтролируйте работоспособность дизеля, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя
№ поз. схеме |
Содержание работ |
Периодичность, ч |
Технические требования |
|||
OI (В Z X |
|
10 |
125 |
500 |
1000 |
|
|
Проверьте и при необходимости отрегулируйте: |
|
|
|
|
|
1 |
натяжение ремня вентилятора |
|
х |
|
|
Прогиб ремня на ветви "шкив генератора — шкив коленвала" 15-22 мм при нажатии с усилием 40Н (4 кгс) |
2 |
давление воздуха в шинах и состояние шин |
|
х |
|
|
Давление в шинах согласно рекомендациям табл.4 |
3 |
свободный ход педали сцепления |
|
|
х |
|
40...50 мм по подушке педали |
4 |
полный ход педалей рабочих тормозов |
|
|
х |
|
70-90 мм (110-120 мм для тракторов с унифицированной кабиной) при усилии 125 Н (12,5 кгс) |
5 |
ход рычага стояночного тормоза |
|
|
х |
|
При усилии 200Н (20 кгс) на рукоятке рычага защелка должна перемещаться и фиксироваться во впадинах 3-4 передних зубьев сектора |
6 |
люфт рулевого колеса |
|
|
х |
|
Не более 25° при работающем дизеле |
7 |
давление и падение давления воздуха в пневмосистеме |
|
|
х |
|
6,5-8,0 кгс/см2 (0,65-0,80 МПа); падение давления не более 2,0 кг/см2 (0,2 МПа) в течение 30 мин |
8 |
схождение передних колес |
х |
|
0-8 мм; |
||
9 |
зазоры между клапанами и коромыслами |
|
|
х |
|
0,25+0,05 мм на холодном дизеле для впускных и выпускных клапанов |
10 |
затяжку болтов крепления головки цилиндров с последующей регулировкой зазоров между клапанами и коромыслами |
|
|
|
х |
Момент затяжки 19-21 кгс«м (190-210 Н«м). Последовательность затяжки см. на рис.36 |
11 |
механизм управления планетарным редуктором заднего ВОМ |
|
|
х |
|
Усилие на рычаге управления при переключении должно быть 12-15 кгс (120-150 Н); переключение из выключенного во включенное положение должно быть четким |
12 |
шарниры рулевых тяг |
х |
|
Зазор в шарнирах не допускается |
||
13 |
подшипники шкворней плане-тарно-цилиндрических редукторов ПВМ |
|
|
х |
|
Усилие поворота кулака, приложенное к фланцу крепления колеса, должно быть в пределах 6... 8 кгс |
14 |
затяжку гайки предохранительной муфты промежуточ- |
|
|
х |
|
Муфта должна передавать момент 40-80 кгс«м (400-800 Н»м) |
16 |
подшипники фланца плане-тарно-цилиндрического редуктора ПВМ |
|
|
|
х |
Затяните регулировочную гайку моментом 18...20 кгсм, а затем отверните ее на 15-20°. Раскер-ните гайку в 2-х прорезях фланца |
19 |
срабатывание выключателя блокировки запуска дизеля Проверьте уровень и при необходимости долейте: |
|
|
|
х |
Запуск дизеля при включенной передаче не допускается |
20 |
охлаждающую жидкость в радиатор Проверьте уровень масла и при необходимости долейте: |
х |
|
|
|
На 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины |
21 |
в картере дизеля |
х |
|
|
|
До верхней метки на маслоиз-мерительном стержне |
22 |
в корпусе трансмиссии |
|
|
х |
|
До верхней метки масломера |
23 |
в корпусе гидроусилителя руля |
|
|
х |
|
До верхней метки масломера |
24 |
в корпусе ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ в корпусах верхних конических пар (ПВМ с коническими колесными редукторами) в корпусе промежуточной опоры в бортовых редукторах заднего моста (Беларус 82Р) |
|
х х |
х х |
|
До уровня контрольных отверстий До уровня контрольно-заливных отверстий До уровня контрольного отверстия До уровня контрольных отверстий |
26 |
в баке гидронавесной системы |
|
|
х |
|
До метки "П" масломерной линейки |
27 |
Замените масло в картере дизеля, слейте масло из корпуса топливного насоса |
|
|
х |
|
Слейте масло на прогретом дизеле, залейте свежее до верхней метки на маслоизме-рительном стержне |
29 |
Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива |
|
|
|
х |
Предварительно слейте отстой из корпуса фильтра |
30 |
Замените фильтрующий элемент в маслобаке гидросистемы (тракторы с УК) Смажьте: |
|
|
х |
|
|
31 |
подшипник отводки муфты сцепления |
|
х |
|
|
4-6 нагнетаний шприцем |
32 |
втулки поворотных цапф передней оси |
|
|
х |
|
10-12 нагнетаний шприцем |
33* |
шарниры гидроцилиндра ГОРУ |
|
|
х |
|
До появления смазки из зазоров |
34 |
шестерни правого раскоса ЗНУ |
|
|
|
х |
3-4 нагнетаний шприцем |
35 |
втулки вала заднего навесного устройства |
|
|
|
|
До появления смазки из зазоров |
35а |
шарниры рулевой тяги |
|
|
х |
|
0,015 кг |
36 |
подшипники шкворней плане-тарно-цилиндрических редукторов ПВМ |
|
х |
|
|
4-6 нагнетаний шприцем |
37 |
проверьте уровень и состояние масла в поддоне воздухоочистителя, при необходимости долейте или замените |
|
х |
|
|
До уровня кольцевого пояска на поддоне;наличие в масле механических примесей не допускается |
38 |
очистите внутреннюю полость фильтра грубой очистки воздуха |
|
|
|
х |
До полной очистки |
39 |
разберите и промойте корпус, фильтрирующие элементы и центральную трубу |
|
|
|
х |
До удаления загрязнений |
40 |
проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного трубопровода |
|
|
|
х |
Подсос воздуха не допускается. Работающий на средних оборотах дизель должен заглохнуть, если перекрыть центральную трубу воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки топлива) |
42 |
проведите обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления (трактора с УК) Слейте: |
|
х |
|
|
Очистите фильтр встряхиванием и продувкой сжатым воздухом |
43 |
конденсат из ресивера |
х |
|
|
|
До полного удаления конденсата |
44 |
отстой из фильтра грубой очистки топлива |
|
х |
|
|
До появления чистого топлива |
66 |
отстой из фильтра тонкой очистки топлива |
|
|
х |
|
До появления чистого топлива |
67 |
отстой из топливных баков Проверьте: |
|
|
х |
|
До появления чистого топлива |
45 |
работоспособность дизеля, рулевого управления, тормозов, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя Проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления составных частей: |
х |
|
|
|
Дизель должен работать устойчиво на всех оборотах коленчатого вала, органы управления, системы освещения и сигнализации, стеклоочиститель и тормоза должны быть технически исправными |
46 |
затяжку гаек поворотных рычагов рулевого управления |
|
|
|
х |
Ослабление резьбовых и других соединений не допускается |
46а |
гайку сошки ГУР (если установлена) |
|
|
х |
|
|
47 |
лонжеронов к переднему брусу и к корпусу муфты сцепления |
|
|
х |
|
|
48 |
корпуса КП к заднему мосту и корпусу муфты сцепления |
|
|
х |
|
|
49 |
болты крепления кронштейна поворотного вала ЗНУ |
|
|
х |
|
|
50 |
гайки крепления колес и болты крепления ступиц По тракторам Беларус 82.1/82.2/82Р дополнительно: |
|
|
х |
|
|
51 |
болты фланцев шкворных труб, гайки клиньев переднего ведущего моста, болты крепления промежуточной опоры, болты крепления фланцев карданных валов |
|
|
|
х |
|
52 |
болты крепления бортовых редукторов (Беларус 82Р) к корпусу заднего моста Проведите обслуживание аккумуляторных батарей: |
|
|
х |
|
|
53 |
проверьте состояние и при необходимости очистите поверхность аккумулятора, клемм, наконечников проводов, вентиляционные отверстия в пробках, смажьте клеммы и наконечники проводов |
|
|
х |
|
Клеммы должны быть чистыми от окислов, вентиляционные отверстия открытыми |
54 |
проверьте уровень электролита и при необходимости долейте дистиллированную воду |
|
|
х |
|
Уровень электролита должен быть выше защитной решетки на 12-15 мм |
55 |
проверьте степень разряжен-ности батарей по плотности электролита, при необходимости проведите подзарядку батарей или замените их заряженными Очистите и промойте: |
|
|
х |
|
Разряд больше 50 % летом и 25 % зимой не допускается |
56 |
ротор центробежного масляного фильтра дизеля |
|
|
х |
|
Слой отложений должен быть полностью удален. Ротор должен вращаться 30-60 с после остановки дизеля |
57 |
фильтрующий элемент регулятора давления пневмосистемы (при постоянном использовании пневмосистемы) |
|
|
х |
|
Промойте до удаления загрязнения |
58 |
фильтр предварительной очистки масла дизеля |
|
|
|
х |
Очистите и промойте до удаления загрязнений |
|
Промойте: |
|
|
|
|
|
59 |
фильтр грубой очистки топлива |
|
|
|
х |
До удаления загрязнений |
60 |
сливные фильтры гидронавесной системы (тракторы с малогабаритной кабиной) и гидроусилителя руля |
|
|
х |
|
До удаления загрязнений |
61 |
сапун и сетку маслозаливной горловины дизеля |
|
|
|
х |
До удаления загрязнений |
62 |
крышку и фильтры топливного бака |
|
|
|
х |
До удаления загрязнений |
64* |
Снимите топливный насос и направьте в специализированную мастерскую для проверки и регулировки. При установке насоса на дизель проверьте и отрегулируйте угол опережения подачи топлива |
|
|
|
|
Угол опережения подачи топлива относительно ВМТ поршня по мениску моментоскопа 19...21° |
65* |
Проверьте и отрегулируйте форсунки на давление впрыска и качество распыла топлива |
|
|
|
|
Давление впрыска 220+8 кгс/см2(21,6+0,8 МПа). Качество распыла — без сплошных струй и сгущений. Подтекание распылителей не допускается. |
66** |
Снимите стартер и направьте в специализированную мастерскую |
|
|
|
|
|
При переходе к осенне-зимнему периоду (при установившейся среднесуточной температуре ниже + 5° С) |
При переходе к весенне-летнему периоду (при установившейся среднесуточной температуре выше + 5 °С) |
Замените летние сорта масла на зимние (см. таблицу смазки): в картере дизеля; в корпусе гидроагрегатов; в корпусе гидроусилителя руля; в корпусе трансмиссии; в корпусе ПВМ; в корпусах колесных редукторов ПВМ; в промежуточной опоре; в бортовых редукторах Беларус 82Р. Вверните до упора винт посезонной регулировки напряжения на генераторе(положение "3" — зима)*. Замените смазку в ступицах передних колес тракторов Беларус 80.1/80.2. Отрегулируйте зазор в подшипниках колес. Заправьте систему охлаждения дизеля жидкостью, не замерзающей при низкой температуре, предварительно промыв систему охлаждения. Прочистите калиброванное отверстие болта штуцера элекрофакельного подогревателя. Снимите карданные валы и проверьте плотность посадки фланцев в осевом направлении на валах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ведущей шестерни главной передачи (тракторов с ПВМ). Осевые люфты устраните подтяжкой гаек. |
Замените зимние сорта масла на летние в картере дизеля; в корпусе гидроагрегатов; в корпусе гидроусилителя руля; в корпусе трансмиссии; в корпусе ПВМ; в корпусах колесных редукторовПВМ; в промежуточной опоре; в бортовых редукторах Беларус 82Р. Установите винт посезонной регулировки на генераторе в положение "Л" — лето*. |
Система смазки дизеля (с учетом масляного радиатора) |
13,3 |
Система охлаждения дизеля (с радиатором) |
17 |
Корпус трансмиссии |
40 |
Корпус ПВМ с коническими редукторами (Беларус 82.1) |
1,6 |
Корпус ПВМ с планетарно цилиндрическими редукторами |
3,7 |
(Беларус 82.2) |
|
Корпус редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый) |
1,8 |
Корпус верхней конической пары редуктора ПВМ с коническими пе- |
0,3 |
редачами (каждый) |
|
Корпус планетарно-цилиндрического редуктора (каждый) |
2,0 |
Масляный бак гидросистемы и ГОРУ |
21,5 |
Топливные баки (2 шт.) |
130 |
Корпус промежуточной опоры карданного привода ПВМ |
0,15 |
Корпус ГУР |
6,0 |
Корпус бортовой передачи Беларус 82 Р (каждый) |
3,7 |
• центральную трубу воздухоочистителя (труба должна быть чистой). Воздухоочиститель промывайте и обслуживайте через каждые 20 ч;
• промойте струёй воды или продуйте воздухом сердцевину водяного радиатора. Радиатор должен быть чистым, на его поверхности не должно быть следов масла. При ТО-2 промойте пробку топливного бака. При эксплуатации трактора в условиях низких температур проводите предпусковой подогрев дизеля до 20-30 °С. В конце смены полностью заправляйте баки топливом (при минус 30°С заправляйте арктическое топливо) и сливайте конденсат из ресивера. Систему охлаждения заправляйте антифризом. При эксплуатации трактора на каменистом грунте, а также в условиях высокогорья. Ежесменно наружным осмотром проверяйте отсутствие повреждений ходовой системы и других составных частей трактора, а также крепление пробок картера дизеля, заднего и переднего мостов, крепление ведущих колес. Проверяйте герметичность пробки радиатора системы охлаждения дизеля. В высокогорных условиях эксплуатации во избежание нарушения рабочего процесса дизеля производите регулировку топливного насоса с целью уменьшения его производительности в следующих пределах: • при высоте 1500-2000 м над уровнем моря уменьшите производительность на 10%;
• при 2000-2500 м — на 15%;
• при 2500-3000 м — на 20 %;
• работа на высоте более 3000 м не рекомендуется. Дизель ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ При замене масла в кар ере дизеля выполняйте следующие рекомендации: а) заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
б) заливайте масло до верхней меткина маслоизмерительном стержне.
Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки; проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;
в) замену масла в картере дизеля производите через 500 ч. (при ТО-2).
Для слива масла в нижней части масляного картера дизеля имеется отверстие, закрываемое пробкой. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ ДИЗЕЛЯ Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каждые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов. Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогре-том дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпускных клапанов. ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 1000 ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке: а) снимите колпак и крышку головки цилиндров;
б) снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
в) динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности. Момент затяжки должен быть 19-21 кгсм (190-210 Н»м);
г) после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коромыслами и клапанами.
Установите на место крышку головки и колпак крышки. Плановое техническое обслуживание РАЗБОРКА И ОЧИСТКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА Очистку ротора центробежного масляного фильтра производите одновременно со сменой масла в картере дизеля. Очистку ротора производите в следующей последовательности: а) отверните колпачковую гайку 1 крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;
б) между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 38). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;
в) с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;
г) при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;
д) соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стака не ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо.
Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием дополной посадки стакана на ротор;
гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 н»м);
е) проверьте работу центробежного масляного фильтра.
После остановки дизеля в течение 3060 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора. ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА После обкатки трактора и через каждые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При установке фильтра в масляную магистраль обеспечьте вход масла с той же стороны, то и до снятия фильтра. ПРОМЫВКА НАБИВКИ САПУНА Набивку сапуна дизеля промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжатым воздухом. Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, поставьте сапун на место. Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров. РЕГУЛИРОВКА СЛИВНОГО КЛАПАНА ЦЕНТРИФУГИ При работе дизеля на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,53,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если давление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причины снижения давления масла. Подрегулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного масляного фильтра (рис. 40), предварительно сняв резьбовую пробку. ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ При ТО системы охлаждения придерживайтесь следующих рекомендаций: а) поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
б) следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;
в) содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
г) натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;
д) при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;
е) в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации. ЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы дизеля, а также в случае загорания контрольной лампы засоренности воздушного фильтра, что свидетельствует о его предельной засоренности. Для проведения обслуживания проделайте следующие операции (рис. 41): а) снимите с дизеля воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
б) очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочиститель. Установите его на дизель;
в) заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
г) проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;
д) при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем — фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец — фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6. В случае отсутствия на тракторе или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслуживание воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки. При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли. Через каждые 1000 ч проводите обслуживание воздухоочистителя,как указано выше в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д". Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топлива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части стакана и слейте отстой до появления чистого топлива. Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего а) закройте краник топливного бака;
б) снимите болты 1 крепления стакана 3;
в) снимите стакан 3;
г) отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
д) снимите рассеиватель;
е) промойте отражатель с сеткой,рассеиватель и стакан 3 фильтрав дизельном топливе и установитеих на место. После сборки фильтра заполните систему топливом.
Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топлива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива. Замену фильтрующего элемента производите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45): а) закройте кран топливного бака;
б) слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
в) отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
г) промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
д) установите новый фильтрующийэлемент и соберите фильтр;
е) откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы. ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ И УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА Откройте краник топливного бака. Отвинтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 46) на корпусе топливного насоса и штуцер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку насоса ручной подкачки. ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ФОРСУНКИ Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и направьте в мастерскую для проверки их на стенде. ПРОВЕРКА НА ДИЗЕЛЕ УГЛА НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА НАСОСОМ При затрудненном пуске дизеля, дымном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топливного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом. Проверку угла производите в следующей последовательности: а) установите рычаг управления подачей топлива в положение, соот ветствующее максимальной подаче топлива;
б) отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);
в) проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;
г) удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
д) выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его ненарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста. СЦЕПЛЕНИЕ Регулировка свободного хода педали сцепления При работе трактора вследствие износа фрикционных накладок постепенно уменьшается свободный ход педали сцепления, который следует проверять через каждые 125 часов работы. Ход рычага 5 на радиусе расположения пальца 6 должен быть 6...7 мм, что соответствует свободному ходу 40...50 мм педали сцепления 1. Регулировку управления сцеплением выполняйте в следующей последовательности: 1) отсоедините тягу 8 от рычага 5, вынув палец 6;
2) вывинчивая регулировочный болт 2, верните педаль 1 в исходное положение до упора в полик;
3) поверните рычаг 5 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 7 тяги 8, совместите отверстия рычага и вилки, после чего укоротите тягу 8 примерно на 5 оборотов вилки 7 и соедините с рычагом при помощи пальца; проверьте свободный ход по подушке педали сцепления;
4) проведите проверку возвращения педали сцепления в исходное положение при отводе ее на величину полного хода. В случае зависания педали необходимо отпустить болты 4 и повернуть кронштейн 3 по часовой стрелке или завернуть регулировочный болт 2 на величину, обеспечивающую возврат педали в исходное положение. Если свободный ход педали сцепления не поддается регулировке путем изменения длины тяги 8, а ход рычага 5 при измерении на радиусе расположения пальца 6 менее 4 мм, произведите регулировку положения отжимных рычагов, как указано ниже.
После регулировки механизма управления муфтой сцепления затяните контргайку и зашплинтуйте палец. РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТЖИМНЫХ РЫЧАГОВ После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку положения отжимных рычагов 3 (рис. 50) при помощи специальной оправки 4, которая базируется по внутреннему диаметру шлиц ступицы опорного диска 5 с упором в торец ступицы. На оправке имеется торцевая поверхность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны на рис. 50. При помощи регулировочных гаек 2 подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и установите стопорные шайбы 1. При этом обеспечивается расстояние А=13±0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска 5. Разность этого размера для рычагов муфты не должна превышать 0,3 мм. РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА (ТРАКТОРЫ С ГУР) Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала правильно отрегулируйте взаимное положение рукоятки 4 (рис. 51) и крана 1 датчика блокировки, для чего: РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ Регулировка управления тормозами производится следующим образом: а) свободный конец троса 2 закрепите в фиксаторе винтом 3, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5-10 мм, не более;
б) установите рукоятку 4 в положение I (см. поз. 3 на рис. 3а). Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 3; второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.
Для проверки правильности регулировки установите рукоятку в положение II, при этом риска на кране 1 должна совпадать с риской "вкл." на крышке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положение I из положений II и III под действием пружины.
б) заверните болты 2 в регулировочные вилки или выверните их настолько, чтобы полный ход правой педали тормозов для тракторов с малогабаритной кабиной был 7090 мм, для тракторов с унифицированной кабиной — 110-120 мм при усилии 12 кгс и обеспечивались тормозной путь не более 9,0 м при скорости 25 км/ч и усилии на сблокированных педалях 600 Н, а также неодновременность начала торможения колес не более 1 м (по отпечатку). Ход педали левого тормоза должен быть на 5-20 мм меньше для обеспечения одновременного срабатывания тормозов в сблокированном положении. Не допускается уменьшение хода педалей тормозов менее указанных выше величин, так как это ведет к преждевременному износу накладок и перегреву тормозов;
в) затяните контргайки 1. Попадание смазки в тормоз вызывает замасливание дисков, уменьшение силы трения между их рабочими поверхностями, тормоза " не держат". В этом случае разберите тормоз, устраните течь масла, а замасленные диски промойте бензином и дайте им просохнуть в течение 5-8 мин. После сборки отрегулируйте управление тормозами. РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА Регулировку стояночного тормоза производите в следующем порядке (рис. 54): а) установите рычаг управления стояночным тормозом в переднее положение (от себя);
б) ослабьте затяжку контргайки регулировочного болта 1, а также контргайку 7 и выньте палец 5;
в) поверните рычаг 4 и совместите верхнюю кромку паза В1 рычага 2с верхней кромкой паза В2 рычага 3 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 6, совместите отверстия рычага 4 и вилки 6 и вставьте палец 5;
г) отверните или заверните болт 1 так, чтобы при перемещении рычага управления на себя с усилием 400 Н защелка удерживалась во впадине между третьим и четвертым зубьями сектора, а трактор удерживался на уклоне 18%. После регулировки затяните ослабленные ранее контргайки. РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМ ВОМ При сборке на заводе или после ремонта (например, после замены тормозных лент) регулировку механизма управления производите в следующем порядке: 1. Установите эксцентриковую ось 15 (рис. 56) в исходное положение, чтобы лыска "В" находилась справа вертикально и зафиксируйте стопорной пластиной 17 и болтом 16;
2. Отсоедините тягу 4 (рис. 55);
3. Выверните болт 9, чтобы освободить пружину 6;
Для безопасности разборки узла следите, чтобы при выворачивании болта 9 верхний стакан 7 был в постоянном контакте с ним вплоть до полного разжатия пружины.
4. Снимите крышку люка заднего моста для доступа к винтам 13;
5. Зафиксируйте рычаг 11 в нейтрали, введя болт М10Х60 или стержень 10 диаметром 8 мм в отверстие на рычаге и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;
4. Снимите стопорную пластину 26 (рис. 56), заверните винты 21 до отказа усилием 10 кгс на ключе или плоскогубцах длиной 100 мм (моментом 1 кгс»м), а затем отверните каждый винт на 2-2,5 оборота;
5. Удалите болт (стержень) 10 (рис. 55), удерживающий рычаг 11 в исходном для регулировки положении;
6. Заверните болт 9, направляя его носок в углубление крышки стакана 7 до размера "А"=26...29 мм;
7. Переведите рычаг 11 назад в положение "ВКЛ";
8. Установите тягу 4, регулировкой тяг 4 и 15 установите зону качания рычага 1 в средней части прорези пульта управления. После окончания регулировки установите на место стопорную пластину 26, крышку люка заднего моста, законтрите тяги 4 и 15 (рис. 55) , а также болт 9. В эксплуатации, если:
а) ВОМ пробуксовывает;
б) при переключении рычаг управления 1 упирается в переднюю или заднюю часть прорези пульта управления;
в) усилие включения на рычаге 1 более 12-15 кгс (120-150 Н-м);
г) нечеткая фиксация рычага 1 в крайних положениях или неодинаковый его ход при включении и выключении,
отрегулируйте ленточные тормоза механизмом внешней подрегулировки, для чего: 1. Установите рычаг 11 (рис. 55) в нейтрали, зафиксируйте в этом положении, введя стержень 10 диаметром 8 мм или болт М10Х60 в отверстие на рычаге 11 и соответствующее ему отверстие на корпусе заднего моста;
2. Выверните болт 16 (рис. 56), снимите пластину 17 со шлицево-го хвостовика на оси 15;
3. Ключом S=13 мм поверните эксцентриковую ось 15 по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном ВОМ (это можно определить по невозможности повернуть хвостовик ВОМ от руки);
4. Установите пластину 17 на место и заверните болт 16;
5. Выньте из рычага 11 (рис. 55) стопорящий болт или стержень. После нескольких наружных регулировок эксцентриковая ось 15 (рис. 56) может занять крайнее левое положение (лыска "В" станет вертикально слева), что указывает на израсходование запаса внешней регулировки. В этом случае эксцентриковую ось поворотом против часовой стрелки установите в исходное положение (лыска справа вертикально), после чего выполните регулировочные операции, как описано выше (при сборке на заводе или после ремонта ВОМ). При правильно выполненной регулировке рычаг 1 (рис. 55) в положении "включено" или "выключено" должен не доходить не менее, чем 30 мм до края прорези пульта управления и четко переходить через нейтральное положение. РЕГУЛИРОВКА КАРДАННОГО ПРИВОДА ПВМ В карданном приводе регулируйте предохранительную муфту в промежуточной опоре и проверяйте боковой люфт в подшипниках кардана. Предохранительную муфту регулируйте на передачу крутящего момента в пределах 40-80 кгсм (400-800 Н»м). Регулировку муфты производите затяжкой гайки 2 (рис. 57) заднего хвостовика вала промежуточной опоры до обеспечения передачи требуемого крутящего момента. Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовин кардана. При наличии люфта разберите шарнир и проверьте состояние подшипников и крестовин, изношенные детали замените. При сборке обоймы сальников запрессовывайте их до упора в подшипник. Карданный вал динамически отбалансирован. Без особой надобности разборку карданного вала не производите. При замене в процессе эксплуатации деталей — трубы с вилками шарнира и фланца — вал в сборе с двумя шарнирами заново балансируйте динамически приваркой пластин на обоих концах трубы. Дисбаланс не должен превышать 55 г»см. Не проворачивайте карданные валы монтировками, ключами и другими приспособлениями во избежание повреждения уплотнений и выхода из строя подшипников крестовин. ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг Через каждые 125 ч работы проверяйте шарнирные соединения покачиванием от руки или поворотом рулевого колеса. Чтобы отрегулировать шарнирное соединение рулевой тяги, проделайте следующее: а) отсоедините контровочную проволоку (2) (рис. 58) от наконечника (3);
б) заверните гаечным ключом пробку (1) так, чтобы устранить зазор в шарнирном соединении;
в) законтрите пробку контровочной проволокой. Регулировка конических ролико-подшипникови направляющих колес тракторов Беларус 80.1/80.2 При регулировке подшипников направляющих колес установите осевой зазор в пределах 0,08-0,20 мм. Через каждые 1000 ч работы проверяйте его. Для этого поднимите колесо и, покачивая его в направлении, перпендикулярном плоскости вращения, определите зазор в подшипниках. Определив повышенный зазор, произведите регулировку, придерживаясь следующего порядка: а) отвинтите болты и снимите колпак (рис. 59);
б) расшплинтуйте корончатую гайку 1 и, поворачивая колесо от руки, затяните гайку 1 до появления повышенного сопротивления вращению колеса. Затем отверните гайку лишь настолько, чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в полуоси;
в) проверьте легкость вращения колеса;
г) зашплинтуйте гайку, установите на место колпак, предварительно заполнив его смазкой. Регулировка схождения передних колес (тракторы с ГУР) Сходимость передних колес при заводской регулировке устанавливается в пределах 0-8 мм. Периодически через каждые 500 ч работы, а также при каждом изменении колеи передних колес проверяйте и при необходимости регулируйте сходимость колес. Перед проверкой обязательно отрегулируйте зазоры в подшипниках колес и шарнирах рулевых тяг. Регулировку схождения колес производите в следующем порядке (рис. 60): а) установите трактор на горизонтальной площадке с твердым покрытием;
б) установите сошку 10 в среднее положение, для чего, поворачивая рулевое колесо, установите его в положение, когда щуп 14 максимально утоплен;
в) проверьте, чтобы корпуса конических пар (для тракторов с ПВМ) или поворотные кулаки (для тракторов Беларус 80.1) были выдвинуты на одинаковую длину Б (рис. 60) из корпуса переднего моста или трубы передней оси соответственно;
г) отрегулируйте левую и правую рулевые тяги, удлинив или укоротив их на одинаковую величину, для чего отпустите контргайки 3, 5, 6, 8 и вращая левую и правую трубы 7,4, установите необходимую длину.
д) определите схождение колес, для чего замерьте расстояние (замер
Г) между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте центров колес) и сделайте отметки мелом в местах замера. Затем проедьте на тракторе вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замерьте расстояние между отмеченными точками (замер В). Второй замер должен быть больше первого; разница между вторым В и первым Г замерами равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 0-8 мм. При необходимости произведите регулировку схождения изменением длины рулевых тяг. При этом левую и правую тяги удлиняйте или укорачивайте на одинаковую величину;
е) снова проверьте установку сошки в среднее положение (по щупу) и разность замеров В и Г;
ж) законтрите трубы рулевых тяг после окончательной регулировки схождения колес. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Техническое обслуживание привода рулевого механизма Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в периодической проверке затяжки резьбовых соединений. Для промывки масляного фильтра выполните следующее: а) поднимите облицовку;
б) отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;
в) вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;
г) промойте фильтр в моющем растворе;
д) подтяните гайку 8 поворотного вала;
е) установите фильтр и проделайте операции в последовательности,обратной разборке;
ж) одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего:
ослабьте контргайку 1 и завинтите регулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 оборота и законтрите контргайкой 1. Заливка, проверка уровня и замена масла Проверку уровня, доливку масла производите согласно рекомендациям карты смазки. Категорически запрещается работа трактора, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис. 62). При замене масла промойте заливной фильтр. После замены масла запустите дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЗАДНЕЕ НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО При работе со стогометателями и самосвальными прицепами доливайте масло в корпус гидроагрегатов до уровня между метками "П" и "С" на масломерной линейке. При использовании других сельхозмашин уровень масла устанавливайте между метками "О" и "П". Проверку уровня и заливку масла в корпус гидроагрегатов в случае работы трактора с машинами, имеющими цилиндры одностороннего действия, производите при полностью втянутых штоках. Промывка масляного фильтра и сапуна трактора с малогабаритной кабиной Эти операции производите через каждые 500 часов работы. Для промывки фильтра (см. рис. 63): а) откиньте вперед облицовку дизеля;
б) удалите пыль и грязь с крышки 2;
в) отверните болты 1 креплениякрышки 2 фильтра;
г) в случае необходимости отсоедините сливной шланг от штуцера крышки, ослабив стяжной болт;
д) выньте фильтр в сборе вместе с корпусом 5, чтобы не высыпать имеющуюся в нем грязь в бак;
е) снимите проволочный стопор 4, выньте фильтр из корпуса 5, тщательно промойте фильтрующие элементы 3 бензином или дизельным топливом.
ж) соберите и установите фильтр в обратной последовательности;
з) одновременно с промывкой фильтра отверните пробку сапуна 6, достаньте поролоновую набивку, промойте ее, отожмите и установите на место. Техническое обслуживание фильтра маслобака трактора с унифицированной кабиной Замену фильтрующего элемента производите через каждые 500 часов (ТО-2). Для замены фильтрующего элемента выполните следующее (рис. 64): а) отверните болты 2 крепления крышки 1 фильтра;
б) снимите крышку 1 и выньте фильтр в сборе, удерживая его за ограничитель 4;
в) отверните гайки 3, снимите ограничитель 4 и достаньте фильтроэлемент 5;
г) промойте корпус 6 в моющем растворе;
д) установите новый фильтрующий элемент 5 и соберите фильтр в обратной последовательности;
е) установите новый фильтр в сборе в маслобак;
ж) установите крышку 1 и затяните болты 2. Одновременно с заменой фильтрующего элемента промойте поролоновую набивку сапуна маслобака. Регулировка включения шестерни привода гидронасоса При неполном включении шестерни 3 (рис. 65) привода гидронасоса 4 или при ее замене возникает необходимость в регулировке зацепления шестерни. Регулировку производите в следующей последовательности: а) установите рукоятку включения насоса 1 в нижний паз пластины 2(выключенное положение насоса);
б) отпустите болты крепления пластины к баку и запустите дизель;
в) на минимальной частоте вращения дизеля поверните рукоятку вместе с пластиной вверх до слышимого касания шестерен, после чего переместите рукоятку с пластиной немного вниз и затяните болты крепления пластины. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА Техническое обслуживание электрооборудования трактора или ремонт его в ряде случаев связаны со снятием с трактора соответствующих приборов или частичным разъединением их с проводкой. В этом случае обязательно выключите выключатель массы. Соединение и разъединение штепсельных разъемов производите только в обесточенном состоянии. Обслуживание и проверка аккумуляторной батареи Батарею содержите в чистоте и в заряженном состоянии. Плотность электролита полностью заряженной батареи должна составлять: • для холодного и умеренного климата — 1,28 -0,01 г/см3 при 25 °С;
• для тропического климата — 1,23 -0,01 г/см3 при 25 °С. Разность плотности электролита по секциям батареи должна быть не более 0,02 г/см3. Для удаления случайно пролитого электролита, грязи и пыли регулярно протирайте поверхность чистой тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцированной соды. Следите за тем, чтобы заливные отверстия в крышках элементов были плотно закрыты пробками, а вентиляционные отверстия не были засорены. Регулярно очищайте окислившиеся клеммы батареи и наконечники проводов и смазывайте их тонким слоем технического вазелина. Батареи на тракторе должны находится в состоянии, близком к полной заряженности; разряд их больше чем на 50 % летом и 25 % зимой не допускается. Уровень электролита во всех элементах батареи должен находится между отметками, нанесенными на корпусе батареи или быть выше сепараторов на 10-15 мм. Степень разряженно-сти батареи определяется плотностью электролита или величиной напряжения. Проверка состояния батарей производится в специализированной мастерской. Техническое обслуживание генератора В связи с тем, что генератор не имеет трущихся контактов, а закрытые шарикоподшипники, установленные в нем, нe требуют добавления смазки, техническое обслуживание генератора сведено до минимума. Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения, значения показаний которого указаны в разделе 4. "Органы управления и контрольно-измерительные приборы". Перед обслуживанием очистите генератор от пыли и грязи. Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, крепление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по повышенному шуму генератора). Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании электрооборудования трактора, выполняйте приведенные ниже требования. • Не производите работу в электрических цепях при работающем дизеле.
• Не проверяйте исправность электрических цепей и компонентов электрооборудования "на искру" (методом короткого замыкания).
• Отсоединяйте батареи от "массы", когда устанавливаете или снимаете генератор. Соблюдайте правильную полярность при подсоединении тракторной батареи или при использовании переносной батареи для пуска дизеля. Соединяйте плюс с плюсом и минус с минусом. Регулировку напряжения генератора, в котором предусмотрена посезонная регулировка, производите винтом 1 (рис. 66), устанавливая его в положение "Л" в теплое время года или "3" — в холодное время года. Проверка сборочных единиц пускового устройства дизеля Д-243 СТАРТЕР. В процессе эксплуатации трактора следите за чистотой стартера, периодически проверяйте надежность его крепления, состояние клемм, не допускайте их загрязнений и ослабления крепления. Так же периодически проверяйте щеточный узел стартера, для чего отверните винты 1 (рис. 67) и снимите защитный кожух 2 стартера, проверьте состояние коллектора, щеточной арматуры, легкость передвижения щеток в щеткодержателях 3 и давление пружин 4 на щетки 5 стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой. Давление щеток 750-1000 гс. Через 2000 часов работы трактора, а также при наличии значительного износа или подгорания коллектора направьте стартер в специализированную мастерскую. ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ. Специального обслуживания электрофакельного подогревателя не требуется. В процессе эксплуатации следите за надежностью крепления подогревателя, электропроводки и трубки подвода топлива, при необходимости прочистите отверстие-жиклер в болте штуцера. Момент включения подогревателя и зазор между сердечником и штуцером регулируется на заводе и дополнительная регулировка при эксплуатации не требуется. Регулировка блокирующего устройства запуска дизеля В процессе эксплуатации трактора при проведении ТО-3 произведите проверку срабатывания выключателя блокирующего устройства при помощи контрольной лампы или электроизмерительного прибора (выключатель расположен под кабиной на крышке КП). Для этой цели установите рычаг КП в крайнее левое положение (положение включения редуктора), в этом случае контакты выключателя должны быть замкнуты (лампа горит или электроизмерительный прибор дает показания. Обслуживание приборов освещения и сигнализации Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации сводится к систематической проверке их исправности, надежности крепления и соблюдению чистоты. Если какой-либо прибор наружного и внутреннего освещения или сигнализации трактора не работает, проверьте исправность лампы и проводки, надежность крепления проводов к клеммам, не перегорел ли плавкий предохранитель в цепи данного прибора. Цепи питания приборов, защищаемые предохранителями, указаны в разделе 4 "Органы управления и контрольно-измерительные приборы". При замене перегоревшей лампы следите за тем, чтобы пыль не попадала в корпус фары или фонаря. С этой же целью немедленно заменяйте поврежденные рассеиватели. Регулировка фар Для нормального освещения дороги и безопасности при работе трактора на транспорте отрегулируйте направление света передних фар. Регулировку фар производите в следующем порядке: а) произведите разметку экрана, как показано на рис. 68, при этом линию центров фар АА нанесите на экране на расстоянии "h", равном высоте расположения центров фар над уровнем пола, а линию ВВ и ГП на расстоянии Д (размер между центрами фар по горизонтали).
Расстояние между осями фар измерьте непосредственно на тракторе. Давление воздуха в шинах при этом должно соответствовать рекомендованным нормам.
б) установите трактор на ровной горизонтальной площадке перпендикулярно к экрану на расстоянии 10м от него до рассеивателей передних фар, причем продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии
в) включите ближний свет и отрегулируйте сначала положение одной (другую закройте темной материей), потом другой фары, предварительно ослабив их крепление на кронштейне.
Свет фары считается отрегулированным, если центр светового пятна на экране на 150 мм ниже линии А-А, а световые пятна от обеих фар находятся на одинаковой высоте. Обслуживание стеклоомывателя
При температуре воздуха +5 °С и выше заправьте бачок стеклоомывателя отфильтрованной водой. При температуре ниже 0 °С используйте смесь жидкости НИИСС-4 с водой в следующих пропорциях: — при температуре до - 10 °С — 33% НИИСС-4 и 67% воды;
— при температуре до -20 °С — 62% НИИСС-4 и 38% воды;
— при температуре ниже -20 °С — НИИСС-4 без воды. Допускается применение любой другой жидкости, рекомендуемой для стекло-омывателей. Направление струи жидкости в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой, регулируйте поворотом шарового сопла форсунки при помощи стальной иглы. Продолжительность разового включения стеклоомывателя не более 20 с. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ Система вентиляции и отопления включает вентилятор с двигателем и радиатор, устанавливаемые в крыше унифицированной кабины. Для эффективной работы системы вентиляции и отопления выполняйте следующие условия: 1. После заливки в качестве охлаждающей жидкости воды в систему охлаждения запустите дизель и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры 50-60 °С, после чего откройте кран 1 рис. 70а, увеличьте обороты дизеля и дайте ему поработать 1-2 минуты до заполнения жидкостью радиатора ото-пителя. Убедитесь в циркуляции воды через отопитель, приоткрыв правую сливную пробку 2 рис. 70б. Радиатор отопителя должен начать прогреваться. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения дизеля при этом понизится.
2. Долейте охлаждающую жидкость в радиатор системы охлаждения дизеля до необходимого уровня (50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины).
3. Для быстрого прогрева кабины включите вентилятор отопителя и откройте рециркуляционные заслонки.
4. Для слива охлаждающей жидкости из отопителя и системы охлаждения дизеля установите трактор на горизонтальную площадку, откройте кран 1 отопителя, снимите пробку радиатора дизеля, отвинтите правую и левую сливные пробки 2, откройте сливные краны радиатора и блока цилиндров дизеля. ВНИМАНИЕ! В холодное время года при использовании в качестве охлаждающей жидкости воды во избежание образования ледяных пробок продуйте систему отопления сжатым воздухом, предварительно закрыв краны слива воды из радиатора и блока цилиндров дизеля и установив пробку радиатора. 5. В теплое время года кран 1 должен быть закрыт для работы системы в режиме вентиляции.
6. Очистку фильтра 3 (рис. 71) производите по мере необходимости, но не реже чем через 125 ч работы трактора. Инструкции по очистке изложены в таблице на фильтре. ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА 1. Проверка герметичности пневмосистемы
Систематически проверяйте герметичность пневмосистемы после остановки дизеля трактора или отключения компрессора по скорости падения давления воздуха в пневмосистеме. По указателю давления на щитке приборов оно не должно быть более 2,0 кгс/см2 (0,20 МПа) от величины нижнего предела, определяемого регулятором давления, в течение 30 мин.
Если скорость падения давления превышает допустимую, обязательно выявите места утечек по шипящему звуку выходящего воздуха или путем последовательного покрытия соединительных мест пневмосистемы мыльной эмульсией. Обнаруженные утечки устраните.
При выполнении работ, на которых пневмосистема не используется, выключите компрессор. Через 125 ч работы трактора, если пневмосистема в этот период не использовалась, включите компрессор и проверьте состояние пневмосистемы (работу компрессора, регулятора давления, тормозного крана, пневмопереходника, герметичность) 2. Обслуживание и проверка компрессора
Через 2000 ч работы трактора (через одно ТО-3) снимите компрессор и отправьте в мастерскую на техобслуживание или ремонт. 3. Промывка фильтра регулятора давленияЧерез 500 ч работы (при ТО-2) промойте фильтрующий элемент регулятора давления, для чего:
а) отверните болты 1 (см. рис. 72) боковой крышки 2, снимите прокладку 3, клапан отбора воздуха 5, пружину 6 и прокладку;
б) выньте фильтрующий элемент 4 и промойте его в моющем растворе;
в) после промывки продуйте его сжатым воздухом и просушите;
г) одновременно проверьте состояние рабочей поверхности резинового кольца клапана 5 отбора воздуха;
д) установите снятые детали в последовательности, обратной разборке. 4. Слив конденсата из баллона
Ежедневно по окончании работы, когда в баллоне воздух находится под давлением, слейте конденсат, для чего потяните в сторону кольцо спускного клапана в нижней части баллона.
Если слив происходит при отсутствии давления, то очистка баллона будет не полной, что может вызвать ржавление внутренней его поверхности. Периодически проверяйте герметичность спускного клапана и всех соединений баллона, а также подтягивайте эго крепление. 5. Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы
Через 1000 ч работы трактора (ТО-3), при нарушении работы регулятора давления, а также после его разборки для промывки или замены изношенных деталей, произведите регулировочные операции в следующей последовательности (рис. 73):
• присоедините к баллону на время проверки и регулировки манометр с ценой деления 0,1 ...0,2 кгс/см2 и со шкалой не менее 16 кгс/см2;
• снимите колпак 1;
• с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;
• запустите дизель. Включите компрессор и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 6 при давлении 8,5...10 кгс /см2. Если клапан срабатывает при давлении, выходящем за указанные пределы, произведите его регулировку с помощью винта 8, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 7;
• постепенно вывинчивая крышку 2, отрегулируйте усилие пружин 3, 4 так, чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного клапана 5, составляло 7,7...8,0 кгс/см2; зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса и наденьте колпак 1;
• приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до 6,5...7,0 кгс/см2. При этих величинах давления клапан 5 должен закрыться и переключить компрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;
• отсоедините от баллона контрольный манометр. Регулировка привода тормозного крана После регулировки управления рабочими тормозами, стояночным тормозом, а также тормозного крана может возникнуть необходимость в регулировке привода тормозного крана (тяги 1 и усилия предварительного сжатия пружины 3, рис. 74). Длина тяги 1 должна быть отрегулирована так, чтобы при свободном положении органов управления тормозами зазор между верхними кромками пазов "а" рычагов 6 и 7 и пальцем 5 составлял 1...2 мм. Предварительное сжатие пружины 3 до размера 37 мм регулируется вращением гаек 2 так, чтобы при нажатии педалей рабочих тормозов вначале происходило перемещение штока тормозного крана до упора, а затем сжатие пружины 3. Давление в пневматической магистрали управления тормозами прицепа регулируется вращением гайки, находящейся под резиновым чехлом 8. Для регулировки снимите чехол 8, отсоедините тягу 1 от ушка 9, отвинтите ушко на 2... 3 оборота и отвинчиванием гайки отрегулируйте давление воздуха до величины не менее 7,7 кгс/см2. Завинтите ушко до упора в гайку и законтрите его. Наденьте чехол и подсоедините тягу 1. ЗАМЕНА МАСЛА В ПВМ И КОРПУСЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОПОРЫ ПРИВОДА ПВМ (при ТО-ВЛ и ТО-03) 1. Установите трактор на ровной горизонтальной площадке. Остановите дизель. Включите стояночный тормоз и заблокируйте колеса клиньями с обеих сторон. 2. Вывинтите контрольно-заливные пробки (показаны стрелками) и сливные пробки (1, 2, 3) из корпусов колесных редукторов, главной передачи и промежуточной опоры и слейте масло в специальную емкость для отработанного масла. Правильно утилизируйте масло. 3. Установите на место сливные пробки и затяните их. 4. Заправьте корпуса свежим трансмиссионным маслом до нижних кромок контрольно-заливных отверстий. 5. Установите на место контрольно-заливные пробки и затяните их. Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте конические роликоподшипники (3, 5), выполнив следующие операции: 1. Вывинтите болты и снимите крышку (2);
2. Затяните гайку (1) моментом 180...200 Нм (18...20 кгсм), а затем отверните ее на 15-20°;
3. Раскерните гайку в двух прорезях фланца (4). Установите на место крышку (2);
Регулировка подшипников шкворней ПВМ с планетарно-цилин-дрическими редукторами Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте натяг в подшипниках. • Предварительный натяг в подшипниках шкворней должен быть таким, чтобы усилие поворота кулака, приложенное к фланцу (5) было в пределах 60...80 Н (6...8 кгс). Если необходимо, произведите регулировку следующим образом:
• Отвинтите четыре болта (2) и ввинтите два демонтажных болта (1) в технологические отверстия;
• Удалите необходимое число регулировочных прокладок (4) из-под фланца верхней оси шкворня (3);
• Отвинтите демонтажные болты и равномерно затяните болты (2) моментом 120...140Нм (12...14кгсм).