(8352)745588, 744940
(8352)745852, 737046

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание трактора является плановым и заключается в выполнении операций, обеспечиваю­щих исправное техническое состояние и экономичную работу трактора в те­чение заданного ресурса.
Техническое обслуживание выполняй­те своевременно и в полном объеме с учетом рекомендаций, указанных в инструкции. Допускается, в зависимо­сти от условий эксплуатации трактора, отклонение от установленной перио­дичности проведения технического обслуживания на ±10%. Отметки о проведении работ по техническому обслуживанию должны заноситься в сервисную книжку трактора.
ВНИМАНИЕ!
В процессе технического обслужи­вания гидросистем навесного уст­ройства и рулевого управления трактора необходимо четко соблю­дать периодичность замены масла и фильтров. Не допускается исполь­зовать для заправки (дозаправки) масла, отсутствующие в рекоменда­циях инструкции по эксплуатации трактора.
Перед заправкой и заменой фильт-роэлементов очистите заливные пробки, горловины, крышки фильт­ров и примыкающие поверхности от грязи и пыли. При замене фильтро-элементов промойте дизельным то­пливом внутренние поверхности корпусов фильтров и крышек.
При агрегатировании трактора с гидрофицированными с/х машинами тщательно очистите от грязи муфты, штуцеры, переходники и другие при­соединительные элементы с/х ма­шины и трактора.
В случае работы гидронавесной системы в условиях высокой нагру-женности, а также с гидрофициро-ванными с/х машинами, заполнен­ной маслом неизвестного происхож­дения, рекомендуется сократить пе­риодичность замены фильтроэле-ментов.
Помните, что чистота масла гид­росистем является гарантией ее безотказной работы. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА­НИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТРАКТОРА К ЭКСПЛУАТАЦИИ Техническое обслуживание при подготовке трактора к обкатке
а) очистите трактор от пыли и грязи, удалите консервирующую смазку (при ее наличии на тракторе);
б) проверьте уровень масла и при необходимости долейте: в картер дизеля; поддон воздухоочистителя; бак гидронавесной системы; корпус гидроусилителя руля; корпус силовой передачи; корпус ПВМ; корпуса колесных редукторов ПВМ, промежу точную опору; боковые редукторы заднего моста трактора Беларус 82Р;
в) смажьте: подшипник отводки сцепления; подшипники поворотных цапф; шестерню правого раскоса; втулки вала механизма задней навески; шарниры гидроцилиндра ГОРУ (если установлено);
г) проверьте аккумуляторную батарею и при необходимости очистите от окислов клеммы и смажьте их техническим вазелином, очистите вентиляционные отверстия, проверьте степень разряженности;
д) проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вентилятора; механизмы управления трактора; давление воздуха в шинах; сходимость передних колес;
е) проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения;
ж) заправьте охлаждающую жидкость в радиатор;
з) прослушайте дизель и проверьте показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам.
Техническое обслуживание в процессе обкатки:
а) проверьте уровень и при необходимости долейте: масло в картер дизеля, охлаждающую жидкость в радиатор, воду в бак блока отопления кабины (трактора с малогабаритной кабиной);
б) слейте конденсат из баллона пневмосистемы;
в) контролируйте степень засоренности воздухоочистителя по контрольной лампе;
г) проконтролируйте работоспособность дизеля, органов управления, систем освещения и сигнализации,стеклоочистителя и тормозов.
Техническое обслуживание по окончании обкатки (после 30 часов работы трактора):
а) осмотрите и обмойте трактор; б) прослушайте в работе составные части трактора;
в) проверьте и при необходимости отрегулируйте: натяжение ремня вен тилятора, свободный ход педали муфты сцепления, тормоза и пневмосистему;
г) проверьте аккумуляторные батареи и при необходимости очистите поверхность батарей, клеммы, наконечники проводов, вентиляционные отверстия в пробках;
д) замените масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя дизеля, корпусах силовой передачи, переднего ведущего моста, колесных редукторов ПВМ, промежуточной опоры; бортовых редукторов Беларус-82Р;
е) смажьте подшипник отводки муфты сцепления;
ж) очистите центробежный масляный фильтр;
з) промойте сетчатый фильтр гидравлической системы (тракторы с малогабаритной кабиной); замените фильтрующий элемент гидросистемы (тракторы с унифицированной кабиной);
и) промойте фильтр предварительной очистки масла дизеля;
к) проверьте и при необходимости подтяните: наружные крепления со­ставных частей трактора, в том числе болты головки блока цилинд­ров дизеля и болты крепления кронштейна промежуточной опоры карданного вала к корпусу муфты сцепления (для тракторов с ПВМ); болты корпусов силовой передачи, ступиц задних колес, кронштейна поворотного вала ЗНУ; гайки пе­редних и задних колес;
л) проверьте и отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами дизеля;
м ) проверьте уровень и при необходи­мости долейте: охлаждающую жид­кость в радиатор, воду в блок отопле­ния и охлаждения воздуха в малога­баритной кабине (при работе блока в режиме охлаждения);
н) слейте: отстой из фильтра грубой очистки топлива и конденсат из ре­сивера;
о) проверьте и при необходимости восстановите герметичность возду­хоочистителя и впускных трубопро­водов дизеля;
п) проконтролируйте работоспособ­ность дизеля, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя

№ поз. схеме

Содержание работ

Периодичность, ч

Технические требования

OI   (В X

 

10

125

500

1000

 

 

Проверьте и при необходимости отрегулируйте:

 

 

 

 

 

1

натяжение ремня вентилятора

 

х

 

 

Прогиб ремня на ветви "шкив генератора — шкив коленвала" 15-22 мм при нажатии с усили­ем 40Н (4 кгс)

2

давление воздуха в шинах и состояние шин

 

х

 

 

Давление в шинах согласно рекомендациям табл.4

3

свободный ход педали сцеп­ления

 

 

х

 

40...50 мм по подушке педали

4

полный ход педалей рабочих тормозов

 

 

х

 

70-90 мм (110-120 мм для трак­торов с унифицированной ка­биной) при усилии 125 Н (12,5 кгс)

5

ход рычага стояночного тормо­за

 

 

х

 

При усилии 200Н (20 кгс) на рукоятке рычага защелка должна перемещаться и фик­сироваться во впадинах 3-4 передних зубьев сектора

6

люфт рулевого колеса

 

 

х

 

Не более 25° при работающем дизеле

7

давление и падение давления воздуха в пневмосистеме

 

 

х

 

6,5-8,0 кгс/см2 (0,65-0,80 МПа); падение давления не более 2,0 кг/см2 (0,2 МПа) в течение 30 мин

8

схождение передних колес

х

 

0-8 мм;

9

зазоры между клапанами и ко­ромыслами

 

 

х

 

0,25+0,05 мм на холодном дизе­ле для впускных и выпускных клапанов

10

затяжку болтов крепления го­ловки цилиндров с последую­щей регулировкой зазоров ме­жду клапанами и коромыслами

 

 

 

х

Момент затяжки 19-21 кгс«м (190-210 Н«м). Последователь­ность затяжки см. на рис.36

11

механизм управления плане­тарным редуктором заднего ВОМ

 

 

х

 

Усилие на рычаге управления при переключении должно быть 12-15 кгс (120-150 Н); переклю­чение из выключенного во включенное положение должно быть четким

12

шарниры рулевых тяг

х

 

Зазор в шарнирах не допускается

13

подшипники шкворней плане-тарно-цилиндрических редук­торов ПВМ

 

 

х

 

Усилие поворота кулака, при­ложенное к фланцу крепления колеса, должно быть в преде­лах 6... 8 кгс

14

затяжку гайки предохрани­тельной муфты промежуточ-

 

 

х

 

Муфта должна передавать мо­мент 40-80 кгс«м (400-800 Н»м)

16

подшипники фланца плане-тарно-цилиндрического редук­тора ПВМ

 

 

 

х

Затяните регулировочную гайку моментом 18...20 кгсм, а затем отверните ее на 15-20°. Раскер-ните гайку в 2-х прорезях фланца

19

срабатывание выключателя блокировки запуска дизеля

Проверьте уровень и при необхо­димости долейте:

 

 

 

х

Запуск дизеля при включенной передаче не допускается

20

охлаждающую жидкость в ра­диатор

Проверьте уровень масла и при необходимости долейте:

х

 

 

 

На 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины

21

в картере дизеля

х

 

 

 

До верхней метки на маслоиз-мерительном стержне

22

в корпусе трансмиссии

 

 

х

 

До верхней метки масломера

23

в корпусе гидроусилителя руля

 

 

х

 

До верхней метки масломера

24

в корпусе ПВМ, корпусах ко­лесных редукторов ПВМ

в корпусах верхних конических пар (ПВМ с коническими ко­лесными редукторами)

в корпусе промежуточной опо­ры

в бортовых редукторах заднего моста (Беларус 82Р)

 

х х

х х

 

До уровня контрольных отвер­стий

До уровня контрольно-заливных отверстий

До уровня контрольного отвер­стия

До уровня контрольных отвер­стий

26

в баке гидронавесной системы

 

 

х

 

До метки "П" масломерной ли­нейки

27

Замените масло в картере дизе­ля, слейте масло из корпуса топ­ливного насоса

 

 

х

 

Слейте масло на прогретом дизеле, залейте свежее до верхней метки на маслоизме-рительном стержне

29

Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива

 

 

 

х

Предварительно слейте отстой из корпуса фильтра

30

Замените фильтрующий элемент в маслобаке гидросистемы (трак­торы с УК)

Смажьте:

 

 

х

 

 

31

подшипник отводки муфты сцепления

 

х

 

 

4-6 нагнетаний шприцем

32

втулки поворотных цапф пе­редней оси

 

 

х

 

10-12 нагнетаний шприцем

33*

шарниры гидроцилиндра ГОРУ

 

 

х

 

До появления смазки из зазо­ров

34

шестерни правого раскоса ЗНУ

 

 

 

х

3-4 нагнетаний шприцем

35

втулки вала заднего навесного устройства

 

 

 

 

До появления смазки из зазо­ров

35а

шарниры рулевой тяги

 

 

х

 

0,015 кг

36

подшипники шкворней плане-тарно-цилиндрических редук­торов ПВМ

 

х

 

 

4-6 нагнетаний шприцем

37

проверьте уровень и состоя­ние масла в поддоне воздухо­очистителя, при необходимо­сти долейте или замените

 

х

 

 

До уровня кольцевого пояска на поддоне;наличие в масле механических примесей не до­пускается

38

очистите внутреннюю полость фильтра грубой очистки возду­ха

 

 

 

х

До полной очистки

39

разберите и промойте корпус, фильтрирующие элементы и центральную трубу

 

 

 

х

До удаления загрязнений

40

проверьте герметичность всех соединений воздухоочистите­ля и впускного трубопровода

 

 

 

х

Подсос воздуха не допускается. Работающий на средних оборо­тах дизель должен заглохнуть, если перекрыть центральную трубу воздухоочистителя (при снятом фильтре грубой очистки топлива)

42

проведите обслуживание фильтра системы вентиляции и отопления (трактора с УК)

Слейте:

 

х

 

 

Очистите фильтр встряхивани­ем и продувкой сжатым возду­хом

43

конденсат из ресивера

х

 

 

 

До полного удаления конденсата

44

отстой из фильтра грубой очи­стки топлива

 

х

 

 

До появления чистого топлива

66

отстой из фильтра тонкой очи­стки топлива

 

 

х

 

До появления чистого топлива

67

отстой из топливных баков Проверьте:

 

 

х

 

До появления чистого топлива

45

работоспособность дизеля, рулевого управления, тормо­зов, систем освещения и сиг­нализации, стеклоочистителя

Проверьте и при необходимости подтяните наружные крепления составных частей:

х

 

 

 

Дизель должен работать устойчи­во на всех оборотах коленчатого вала, органы управления, системы освещения и сигнализации, стек­лоочиститель и тормоза должны быть технически исправными

46

затяжку гаек поворотных рыча­гов рулевого управления

 

 

 

х

Ослабление резьбовых и дру­гих соединений не допускается

46а

гайку сошки ГУР (если уста­новлена)

 

 

х

 

 

47

лонжеронов к переднему брусу и к корпусу муфты сцепления

 

 

х

 

 

48

корпуса КП к заднему мосту и корпусу муфты сцепления

 

 

х

 

 

49

болты крепления кронштейна поворотного вала ЗНУ

 

 

х

 

 

50

гайки крепления колес и болты крепления ступиц

По тракторам Беларус 82.1/82.2/82Р дополнительно:

 

 

х

 

 

51

болты фланцев шкворных труб, гайки клиньев переднего ведущего моста, болты креп­ления промежуточной опоры, болты крепления фланцев карданных валов

 

 

 

х

 

52

болты крепления бортовых редукторов (Беларус 82Р) к корпусу заднего моста

Проведите обслуживание аккуму­ляторных батарей:

 

 

х

 

 

53

проверьте состояние и при не­обходимости очистите поверх­ность аккумулятора, клемм, на­конечников проводов, вентиля­ционные отверстия в пробках, смажьте клеммы и наконечники проводов

 

 

х

 

Клеммы должны быть чистыми от окислов, вентиляционные отверстия открытыми

54

проверьте уровень электроли­та и при необходимости до­лейте дистиллированную воду

 

 

х

 

Уровень электролита должен быть выше защитной решетки на 12-15 мм

55

проверьте степень разряжен-ности батарей по плотности электролита, при необходимо­сти проведите подзарядку ба­тарей или замените их заря­женными

Очистите и промойте:

 

 

х

 

Разряд больше 50 % летом и 25 % зимой не допускается

56

ротор центробежного масляно­го фильтра дизеля

 

 

х

 

Слой отложений должен быть полностью удален. Ротор дол­жен вращаться 30-60 с после остановки дизеля

57

фильтрующий элемент регуля­тора давления пневмосистемы (при постоянном использова­нии пневмосистемы)

 

 

х

 

Промойте до удаления загряз­нения

58

фильтр предварительной очи­стки масла дизеля

 

 

 

х

Очистите и промойте до удале­ния загрязнений

 

Промойте:

 

 

 

 

 

59

фильтр грубой очистки топлива

 

 

 

х

До удаления загрязнений

60

сливные фильтры гидронавес­ной системы (тракторы с мало­габаритной кабиной) и гидро­усилителя руля

 

 

х

 

До удаления загрязнений

61

сапун и сетку маслозаливной горловины дизеля

 

 

 

х

До удаления загрязнений

62

крышку и фильтры топливного бака

 

 

 

х

До удаления загрязнений

64*

Снимите топливный насос и на­правьте в специализированную мастерскую для проверки и регу­лировки. При установке насоса на дизель проверьте и отрегулируйте угол опережения подачи топлива

 

 

 

 

Угол опережения подачи топли­ва относительно ВМТ поршня по мениску моментоскопа 19...21°

65*

Проверьте и отрегулируйте фор­сунки на давление впрыска и ка­чество распыла топлива

 

 

 

 

Давление впрыска 220+8 кгс/см2(21,6+0,8 МПа). Качест­во распыла — без сплошных струй и сгущений. Подтекание распылителей не допускается.

66**

Снимите стартер и направьте в специализированную мастерскую

 

 

 

 

 

Сезонное техническое обслуживание (ТО-ВЛ и ТО-03)
Проведение сезонного обслуживания совмещайте с выполнением операций оче­редного технического обслуживания

При переходе к осенне-зимнему периоду (при установившейся среднесуточной температуре ниже + 5° С)

При переходе к весенне-летнему периоду (при установившейся среднесуточной температуре выше + 5 °С)

Замените летние сорта масла на зимние (см.

таблицу смазки):

в картере дизеля;

в корпусе гидроагрегатов;

в корпусе гидроусилителя руля;

в корпусе трансмиссии;

в корпусе ПВМ;

в корпусах колесных редукторов ПВМ; в промежуточной опоре; в бортовых редукторах Беларус 82Р. Вверните до упора винт посезонной регулировки напряжения на генераторе(положение "3" — зима)*. Замените смазку в ступицах передних колес тракторов Беларус 80.1/80.2. Отрегулируйте зазор в подшипниках колес. Заправьте систему охлаждения дизеля жидко­стью, не замерзающей при низкой температуре, предварительно промыв систему охлаждения. Прочистите калиброванное отверстие болта штуцера элекрофакельного подогревателя. Снимите карданные валы и проверьте плотность посадки фланцев в осевом направлении на валах раздаточной коробки, промежуточной опоры и ве­дущей шестерни главной передачи (тракторов с ПВМ). Осевые люфты устраните подтяжкой гаек.

Замените зимние сорта масла на летние

в картере дизеля;

в корпусе гидроагрегатов;

в корпусе гидроусилителя руля;

в корпусе трансмиссии;

в корпусе ПВМ;

в корпусах колесных редукторовПВМ; в промежуточной опоре; в бортовых редукторах Беларус 82Р. Установите винт посезонной регулировки на генераторе в положение "Л" — лето*.

Заправочные емкости

Система смазки дизеля (с учетом масляного радиатора)

13,3

Система охлаждения дизеля (с радиатором)

17

Корпус трансмиссии

40

Корпус ПВМ с коническими редукторами (Беларус 82.1)

1,6

Корпус ПВМ с планетарно цилиндрическими редукторами

3,7

(Беларус 82.2)

 

Корпус редуктора ПВМ с коническими передачами (каждый)

1,8

Корпус верхней конической пары редуктора ПВМ с коническими пе-

0,3

редачами (каждый)

 

Корпус планетарно-цилиндрического редуктора (каждый)

2,0

Масляный бак гидросистемы и ГОРУ

21,5

Топливные баки (2 шт.)

130

Корпус промежуточной опоры карданного привода ПВМ

0,15

Корпус ГУР

6,0

Корпус бортовой передачи Беларус 82 Р (каждый)

3,7

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВА­НИЕ ТРАКТОРА В ОСОБЫХ УСЛО­ВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
При эксплуатации трактора в особых условиях (при низких температурах, в пустыне, на песчаных и болотистых почвах, каменистом грунте) сохраня­ется принятая периодичность и объем технического обслуживания.
Кроме того, вводятся дополнительно или выполняются более часто пере­численные ниже работы.
При эксплуатации трактора в ус­ловиях пустыни, на песчаных поч­вах, при повышенной температу­ре и запыленности воздуха.
Заправляйте дизель маслом и топли­вом закрытом способом. Через каж­дые три смены заменяйте масло в поддоне воздухоочистителя.
При ТО-1 проверьте:
• масло дизеля; присутствие меха­нических примесей в масле не до­пускается. При необходимости за­мените;
• центральную трубу воздухоочисти­теля (труба должна быть чистой). Воздухоочиститель промывайте и об­служивайте через каждые 20 ч;
• промойте струёй воды или продуй­те воздухом сердцевину водяного радиатора. Радиатор должен быть чистым, на его поверхности не должно быть следов масла. При ТО-2 промойте пробку топливного бака.
При эксплуатации трактора в ус­ловиях низких температур прово­дите предпусковой подогрев дизеля до 20-30 °С. В конце смены полностью заправляйте баки топливом (при ми­нус 30°С заправляйте арктическое то­пливо) и сливайте конденсат из реси­вера. Систему охлаждения заправляй­те антифризом.
При эксплуатации трактора на каменистом грунте, а также в ус­ловиях высокогорья.
Ежесменно наружным осмотром прове­ряйте отсутствие повреждений ходовой системы и других составных частей трактора, а также крепление пробок кар­тера дизеля, заднего и переднего мос­тов, крепление ведущих колес. Прове­ряйте герметичность пробки радиатора системы охлаждения дизеля.
В высокогорных условиях экс­плуатации во избежание нарушения рабочего процесса дизеля производи­те регулировку топливного насоса с целью уменьшения его производи­тельности в следующих пределах:
• при высоте 1500-2000 м над уров­нем моря уменьшите производи­тельность на 10%;
• при 2000-2500 м — на 15%;
• при 2500-3000 м — на 20 %;
• работа на высоте более 3000 м не рекомендуется.
Дизель
ЗАМЕНА МАСЛА В КАРТЕРЕ ДИЗЕЛЯ
При замене масла в кар ере дизеля выполняйте следующие рекомендации:
а) заливайте в масляный картер только рекомендованное настоящей инструкцией масло, соответствующее сезонному периоду эксплуатации;
б) заливайте масло до верхней меткина маслоизмерительном стержне.
Не допускайте работу дизеля с уровнем масла ниже нижней и выше верхней метки; проверку уровня масла проводите не ранее, чем через 3-5 мин после остановки дизеля;
в) замену масла в картере дизеля производите через 500 ч. (при ТО-2).
Для слива масла в нижней части мас­ляного картера дизеля имеется отвер­стие, закрываемое пробкой.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗО­РОВ В КЛАПАНАХ ДИЗЕЛЯ
Зазоры между клапанами и коромыс­лами проверяйте и регулируйте после обкатки нового трактора и через каж­дые 500 ч. (при ТО-2), а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана на непрогре-том дизеле регулируйте на величину 0,25...0,30 мм для впускных и выпуск­ных клапанов.
ПРОВЕРКА ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕ­ПЛЕНИЯ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводите после обкатки нового трактора и через 1000 ч (при ТО-3) на прогретом дизеле в следующем порядке:
а) снимите колпак и крышку головки цилиндров;
б) снимите ось коромысел с коромыслами и стойками;
в) динамометрическим ключом проверьте затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности. Момент затяжки должен быть 19-21 кгсм (190-210 Н»м);
г) после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров установите на место ось коромысел и отрегулируйте зазор между коро­мыслами и клапанами.
Установите на место крышку головки и колпак крышки.
Плановое техническое обслуживание РАЗБОРКА И ОЧИСТКА РОТОРА
ЦЕНТРОБЕЖНОГО МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА
Очистку ротора центробежного масля­ного фильтра производите одновре­менно со сменой масла в картере ди­зеля.
Очистку ротора производите в сле­дующей последовательности:
а) отверните колпачковую гайку 1 крепления колпака 2 центробежного фильтра и снимите его;
б) между корпусом фильтра и днищем ротора вставьте отвертку (стержень небольшого диаметра) и застопорите ротор от проворачивания (см. рис. 38). Ключом S=36 мм, вращая гайку 4 крепления стакана ротора, стяните стакан 3 с корпуса ротора;
в) с помощью деревянного скребка удалите слой отложений с внутренних стенок стакана ротора;
г) при необходимости очистите сопловые отверстия в верхней части колонки ротора;
д) соберите ротор в последовательности, обратной разборке, совместив метки на роторе и стака не ротора. Перед установкой стакана ротора смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо.
Гайку крепления стакана заворачивайте с небольшим усилием дополной посадки стакана на ротор;
гайку 1 крепления колпака 2 затягивайте моментом 3,5-5,0 кгсм (35-50 н»м);
е) проверьте работу центробежного масляного фильтра.
После остановки дизеля в течение 30­60 с под колпаком фильтра должен быть слышен легкий шум от вращения ротора.
ПРОМЫВКА ФИЛЬТРА ПРЕДВАРИ­ТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА
После обкатки трактора и через каж­дые 1000 ч работы промойте фильтр предварительной очистки масла 1 (рис. 39) и продуйте сжатым воздухом до полного удаления загрязнений, предварительно демонтировав его из масляной магистрали дизеля. При ус­тановке фильтра в масляную магист­раль обеспечьте вход масла с той же стороны, то и до снятия фильтра.
ПРОМЫВКА НАБИВКИ САПУНА
Набивку сапуна дизеля промывайте топливом через 1000 ч (при ТО-3). Для этого снимите корпус сапуна, выньте сапун, промойте его и продуйте сжа­тым воздухом. Залейте внутрь сапуна немного масла и, дав ему стечь, по­ставьте сапун на место.
Одновременно с промывкой сапуна промойте сетку, установленную между маслозаливной горловиной и блоком цилиндров.
РЕГУЛИРОВКА СЛИВНОГО КЛАПА­НА ЦЕНТРИФУГИ
При работе дизеля на номинальных оборотах и температуре воды 95 °С давление масла должно быть 2,5­3,5 кгс/см2 (0,25-0,35 МПа). Если дав­ление масла при указанных условиях ниже 1,0 кгс/см2 (0,1 МПа), остановите дизель, выясните и устраните причи­ны снижения давления масла. Подре­гулировку давления масла в системе смазки производите затяжкой пружины сливного клапана центробежного мас­ляного фильтра (рис. 40), предвари­тельно сняв резьбовую пробку.
ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
При ТО системы охлаждения придер­живайтесь следующих рекомендаций:
а) поддерживайте уровень охлаждающей жидкости в верхнем бачке на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины радиатора (уровень должен быть не ниже 100 мм от верхнего торца заливной горловины);
б) следите за температурой охлаждающей жидкости. При превышении температуры проверьте уровень охлаждающей жидкости и натяжение ремня вентилятора;
в) содержите радиатор в чистоте и периодически очищайте его;
г) натяжение ремня вентилятора проверяйте через 125 ч (при ТО-1) Натяжение ветви между шкивами коленчатого вала и генератором должно быть таким, чтобы при нажатии с усилием 40 Н прогиб ремня был 15-22 мм. Регулировку натяжения производите поворотом генератора;
д) при необходимости, но не реже, чем через 2000 ч, очищайте систему охлаждения от накипи. Для этого заполните ее раствором, состоящим из 50-60 г кальцинированной соды на 1 л воды, запустите дизель, дайте ему возможность проработать 8-10 ч, после чего остановите дизель, слейте из системы раствор и промойте ее чистой водой;
е) в водяном насосе системы охлаждения установлены подшипники и торцевое уплотнение, не требующие технического обслуживания в течение всего периода эксплуатации.
ЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ
Обслуживание воздухоочистителя производите через 1000 ч работы ди­зеля, а также в случае загорания кон­трольной лампы засоренности воз­душного фильтра, что свидетельству­ет о его предельной засоренности.
Для проведения обслуживания проде­лайте следующие операции (рис. 41):
а) снимите с дизеля воздухоочиститель и разберите его (отделите поддон и удалите из корпуса фильтрующие элементы);
б) очистите и промойте в дизельном топливе поддон 7, корпус 1 и центральную трубу, промойте фильтрующие элементы. Дайте топливу стечь, продуйте сжатым воздухом детали и соберите воздухоочисти­тель. Установите его на дизель;
в) заполните поддон 7 маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
г) проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного воздухопровода, для чего при снятом моноциклоне на средних оборотах дизеля перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться. В противном случае, выясните и устраните неплотности;
д) при сборке воздухоочистителя после промывки фильтрующие элементы 2, 3 и 4 устанавливайте в следующей последовательности: сначала элемент 2 (черного цвета) с наименьшим диаметром нити (0,2 мм); затем — фильтрующий элемент 3 со средним диаметром (0,24 мм), и наконец — фильтрующий элемент 4 с наибольшим диаметром (0,4 мм) нити, затем установите обойму 5 и стопор 6.
В случае отсутствия на тракторе или неисправности контрольной лампы предельной засоренности обслужива­ние воздухоочистителя проводите следующим образом: через каждые 125 ч в нормальных условиях (через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха) снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, про­мойте поддон и залейте свежее масло до уровня кольцевой выдавки.
При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами устано­вите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли.
Через каждые 1000 ч проводите об­служивание воздухоочистителя,как указано выше в пунктах "а", "б", "в", "г" и "д".
Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива
Через каждые 125 ч (при ТО-1) слейте отстой из фильтра грубой очистки топ­лива. Для этого отверните сливную пробку 2 (рис. 42) в нижней части ста­кана и слейте отстой до появления чи­стого топлива.
Через 1000 ч (ТО-3) промойте фильтр грубой очистки топлива, для чего
а) закройте краник топливного бака;
б) снимите болты 1 крепления стакана 3;
в) снимите стакан 3;
г) отвинтите гаечным ключом отражатель 2 с сеткой;
д) снимите рассеиватель;
е) промойте отражатель с сеткой,рассеиватель и стакан 3 фильтрав дизельном топливе и установитеих на место. После сборки фильтра заполните сис­тему топливом.
Слив отстоя и замена фильтрующе­го элемента фильтра тонкой очист­ки топлива
Через каждые 500 ч (при ТО-2) слейте отстой из фильтра тонкой очистки топ­лива. Для этого отверните пробку (рис. 44) в корпусе фильтра и слейте отстой до появления чистого топлива. Замену фильтрующего элемента про­изводите через 1000 ч (при ТО-3). Для этого (рис. 45):
а) закройте кран топливного бака;
б) слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4;
в) отверните гайки, снимите крышку 1 фильтра, выньте фильтрующий элемент 2;
г) промойте крышку и внутреннюю полость фильтра;
д) установите новый фильтрующийэлемент и соберите фильтр;
е) откройте кран топливного бака, заполните систему топливом, удалите воздух из топливной системы.
ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ И УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА
Откройте краник топливного бака. От­винтите на 1-2 оборота пробку 3 (рис. 46) на корпусе топливного насоса и шту­цер продувочного вентиля 1 на фильтре тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной подкачки 2 прокачайте систему, закрывая последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку на корпусе топливного насоса и штуцер на фильтре тонкой очистки. После удаления воздуха из системы плотно завинтите рукоятку на­соса ручной подкачки.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ФОР­СУНКИ
Через каждые 2000 ч работы (при ТО-3) снимите форсунки с дизеля и на­правьте в мастерскую для проверки их на стенде.
ПРОВЕРКА НА ДИЗЕЛЕ УГЛА НАЧА­ЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА НАСОСОМ
При затрудненном пуске дизеля, дым­ном выхлопе, перебоях в работе, а также при замене и установке топлив­ного насоса после ТО-3 или ремонта обязательно проверьте угол начала подачи топлива насосом.
Проверку угла производите в следую­щей последовательности:
а) установите рычаг управления подачей топлива в положение, соот ветствующее максимальной подаче топлива;
б) отсоедините трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоедините моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1 -2 мм);
в) проверните коленчатый вал дизеля ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;
г) удалите часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал дизеля по часовой стрелке, следите за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекратите вращение коленчатого вала;
д) выверните установочный болт 1 (рис. 47) из резьбового отверстия заднего листа и вставьте его ненарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпасть с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра дизеля установлен в положение, соответствующее 24° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике произведите регулировку с помощью квалифицированного специалиста.
СЦЕПЛЕНИЕ
Регулировка свободного хода пе­дали сцепления
При работе трактора вследствие износа фрикционных накладок постепенно уме­ньшается свободный ход педали сцеп­ления, который следует проверять через каждые 125 часов работы. Ход рычага 5 на радиусе расположения пальца 6 должен быть 6...7 мм, что соответствует свободному ходу 40...50 мм педали сцепления 1. Регулировку управления сцеплением выполняйте в следующей последовательности:
1) отсоедините тягу 8 от рычага 5, вынув палец 6;
2) вывинчивая регулировочный болт 2, верните педаль 1 в исходное положение до упора в полик;
3) поверните рычаг 5 против часовой стрелки до упора выжимного под­шипника в отжимные рычаги и, вращая вилку 7 тяги 8, совместите отверстия рычага и вилки, после чего укоротите тягу 8 примерно на 5 оборотов вилки 7 и соедините с рычагом при помощи пальца; про­верьте свободный ход по подушке педали сцепления;
4) проведите проверку возвращения педали сцепления в исходное по­ложение при отводе ее на величину полного хода. В случае зависания педали необходимо отпустить бол­ты 4 и повернуть кронштейн 3 по ча­совой стрелке или завернуть регу­лировочный болт 2 на величину, обеспечивающую возврат педали в исходное положение. Если свобод­ный ход педали сцепления не под­дается регулировке путем измене­ния длины тяги 8, а ход рычага 5 при измерении на радиусе расположе­ния пальца 6 менее 4 мм, произве­дите регулировку положения от­жимных рычагов, как указано ниже.
После регулировки механизма управ­ления муфтой сцепления затяните контргайку и зашплинтуйте палец.
РЕГУЛИРОВКА ПОЛОЖЕНИЯ ОТ­ЖИМНЫХ РЫЧАГОВ
После установки муфты сцепления на маховик и снятия технологических болтов произведите регулировку по­ложения отжимных рычагов 3 (рис. 50) при помощи специальной оправки 4, которая базируется по внутреннему диаметру шлиц ступицы опорного диска 5 с упором в торец ступицы. На оправке имеется торцевая поверх­ность для упора отжимных рычагов. Размеры оправки указаны на рис. 50. При помощи регулировочных гаек 2 подведите отжимные рычаги до упора в торец оправки и установите стопор­ные шайбы 1.
При этом обеспечивается расстояние А=13±0,5 мм от поверхности контакта рычагов 3 с выжимным подшипником до торца ступицы опорного диска 5. Разность этого размера для рычагов муфты не должна превышать 0,3 мм. РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА (ТРАКТОРЫ С ГУР)
Для нормальной работы управления блокировкой дифференциала пра­вильно отрегулируйте взаимное поло­жение рукоятки 4 (рис. 51) и крана 1 датчика блокировки, для чего:
РЕГУЛИРОВКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ
Регулировка управления тормозами производится следующим образом:
а) свободный конец троса 2 закрепите в фиксаторе винтом 3, при этом конец троса должен выступать за фиксатор на 5-10 мм, не более;
б) установите рукоятку 4 в положение I (см. поз. 3 на рис. 3а). Натяните трос до начала поворота крана и зафиксируйте муфту винтами 3; второй фиксатор подведите к муфте вплотную и закрепите его винтом.
Для проверки правильности регули­ровки установите рукоятку в положе­ние II, при этом риска на кране 1 долж­на совпадать с риской "вкл." на крыш­ке датчика блокировки. Рукоятка и кран должны возвращаться в положе­ние I из положений II и III под дейст­вием пружины.
б) заверните болты 2 в регулировоч­ные вилки или выверните их на­столько, чтобы полный ход правой педали тормозов для тракторов с малогабаритной кабиной был 70­90 мм, для тракторов с унифици­рованной кабиной — 110-120 мм при усилии 12 кгс и обеспечива­лись тормозной путь не более 9,0 м при скорости 25 км/ч и усилии на сблокированных педалях 600 Н, а также неодновременность начала торможения колес не более 1 м (по отпечатку). Ход педали левого тормоза должен быть на 5-20 мм меньше для обеспечения одно­временного срабатывания тормо­зов в сблокированном положении. Не допускается уменьшение хода педалей тормозов менее указан­ных выше величин, так как это ведет к преждевременному износу накладок и перегреву тормозов;
в) затяните контргайки 1.
Попадание смазки в тормоз вызывает замасливание дисков, уменьшение силы трения между их рабочими по­верхностями, тормоза " не держат". В этом случае разберите тормоз, устра­ните течь масла, а замасленные диски промойте бензином и дайте им про­сохнуть в течение 5-8 мин. После сборки отрегулируйте управление тормозами.
РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНО­ГО ТОРМОЗА Регулировку стояночного тормоза производите в следующем порядке (рис. 54):
а) установите рычаг управления стояночным тормозом в переднее положение (от себя);
б) ослабьте затяжку контргайки регулировочного болта 1, а также контргайку 7 и выньте палец 5;
в) поверните рычаг 4 и совместите верхнюю кромку паза В1 рычага 2с верхней кромкой паза В2 рычага 3 правой педали тормоза, а затем, вращая вилку 6, совместите отверстия рычага 4 и вилки 6 и вставьте палец 5;
г) отверните или заверните болт 1 так, чтобы при перемещении рычага управления на себя с усилием 400 Н защелка удерживалась во впадине между третьим и четвертым зубьями сектора, а трактор удерживался на уклоне 18%. После регулировки затяните ослабленные ранее контргайки.
РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАДНИМ ВОМ
При сборке на заводе или после ре­монта (например, после замены тор­мозных лент) регулировку механизма управления производите в следующем порядке:
1. Установите эксцентриковую ось 15 (рис. 56) в исходное положе­ние, чтобы лыска "В" находилась справа вертикально и зафикси­руйте стопорной пластиной 17 и болтом 16;
2. Отсоедините тягу 4 (рис. 55);
3. Выверните болт 9, чтобы осво­бодить пружину 6;
Для безопасности разборки узла сле­дите, чтобы при выворачивании болта 9 верхний стакан 7 был в постоянном контакте с ним вплоть до полного раз­жатия пружины.
4. Снимите крышку люка заднего моста для доступа к винтам 13;
5. Зафиксируйте рычаг 11 в нейтра­ли, введя болт М10Х60 или стер­жень 10 диаметром 8 мм в отвер­стие на рычаге и соответствую­щее ему отверстие на корпусе заднего моста;
4. Снимите стопорную пластину 26 (рис. 56), заверните винты 21 до отказа усилием 10 кгс на ключе или плоскогубцах длиной 100 мм (моментом 1 кгс»м), а затем от­верните каждый винт на 2-2,5 оборота;
5. Удалите болт (стержень) 10 (рис. 55), удерживающий рычаг 11 в исходном для регулировки поло­жении;
6. Заверните болт 9, направляя его носок в углубление крышки ста­кана 7 до размера "А"=26...29 мм;
7. Переведите рычаг 11 назад в по­ложение "ВКЛ";
8. Установите тягу 4, регулировкой тяг 4 и 15 установите зону кача­ния рычага 1 в средней части прорези пульта управления. По­сле окончания регулировки уста­новите на место стопорную пла­стину 26, крышку люка заднего моста, законтрите тяги 4 и 15 (рис. 55) , а также болт 9. В экс­плуатации, если:
а) ВОМ пробуксовывает;
б) при переключении рычаг управления 1 упирается в переднюю или заднюю часть прорези пульта управления;
в) усилие включения на рычаге 1 более 12-15 кгс (120-150 Н-м);
г) нечеткая фиксация рычага 1 в крайних положениях или неодинаковый его ход при включении и выключении,
отрегулируйте ленточные тормоза ме­ханизмом внешней подрегулировки, для чего:
1. Установите рычаг 11 (рис. 55) в нейтрали, зафиксируйте в этом положении, введя стержень 10 диаметром 8 мм или болт М10Х60 в отверстие на рычаге 11 и соответствующее ему отвер­стие на корпусе заднего моста;
2. Выверните болт 16 (рис. 56), снимите пластину 17 со шлицево-го хвостовика на оси 15;
3. Ключом S=13 мм поверните экс­центриковую ось 15 по часовой стрелке до выбора зазора между тормозной лентой и барабаном ВОМ (это можно определить по невозможности повернуть хво­стовик ВОМ от руки);
4. Установите пластину 17 на место и заверните болт 16;
5. Выньте из рычага 11 (рис. 55) стопорящий болт или стержень.
После нескольких наружных регули­ровок эксцентриковая ось 15 (рис. 56) может занять крайнее левое положе­ние (лыска "В" станет вертикально слева), что указывает на израсходо­вание запаса внешней регулировки. В этом случае эксцентриковую ось по­воротом против часовой стрелки уста­новите в исходное положение (лыска справа вертикально), после чего вы­полните регулировочные операции, как описано выше (при сборке на за­воде или после ремонта ВОМ).
При правильно выполненной регули­ровке рычаг 1 (рис. 55) в положении "включено" или "выключено" должен не доходить не менее, чем 30 мм до края прорези пульта управления и четко переходить через нейтральное положение.
РЕГУЛИРОВКА КАРДАННОГО ПРИВОДА ПВМ
В карданном приводе регулируйте предохранительную муфту в промежу­точной опоре и проверяйте боковой люфт в подшипниках кардана.
Предохранительную муфту регули­руйте на передачу крутящего момента в пределах 40-80 кгсм (400-800 Н»м). Регулировку муфты производите за­тяжкой гайки 2 (рис. 57) заднего хво­стовика вала промежуточной опоры до обеспечения передачи требуемого крутящего момента.
Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовин кар­дана. При наличии люфта разберите шарнир и проверьте состояние под­шипников и крестовин, изношенные детали замените. При сборке обоймы сальников запрессовывайте их до упора в подшипник.
Карданный вал динамически отбалан­сирован. Без особой надобности раз­борку карданного вала не производи­те. При замене в процессе эксплуата­ции деталей — трубы с вилками шар­нира и фланца — вал в сборе с двумя шарнирами заново балансируйте ди­намически приваркой пластин на обо­их концах трубы. Дисбаланс не дол­жен превышать 55 г»см. Не провора­чивайте карданные валы монтировка­ми, ключами и другими приспособле­ниями во избежание повреждения уп­лотнений и выхода из строя подшип­ников крестовин.
ПЕРЕДНЯЯ ОСЬ
Регулировка шарнирных соедине­ний рулевых тяг
Через каждые 125 ч работы проверяй­те шарнирные соединения покачива­нием от руки или поворотом рулевого колеса.
Чтобы отрегулировать шарнирное со­единение рулевой тяги, проделайте следующее:
а) отсоедините контровочную проволоку (2) (рис. 58) от наконечника (3);
б) заверните гаечным ключом пробку (1) так, чтобы устранить зазор в шарнирном соединении;
в) законтрите пробку контровочной проволокой.
Регулировка конических ролико-подшипникови направляющих ко­лес тракторов Беларус 80.1/80.2
При регулировке подшипников на­правляющих колес установите осевой зазор в пределах 0,08-0,20 мм. Через каждые 1000 ч работы проверяйте его. Для этого поднимите колесо и, пока­чивая его в направлении, перпендику­лярном плоскости вращения, опреде­лите зазор в подшипниках.
Определив повышенный зазор, произ­ведите регулировку, придерживаясь следующего порядка:
а) отвинтите болты и снимите колпак (рис. 59);
б) расшплинтуйте корончатую гайку 1 и, поворачивая колесо от руки, затяните гайку 1 до появления повышенного сопротивления вращению колеса. Затем отверните гайку лишь настолько, чтобы добиться совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в полуоси;
в) проверьте легкость вращения колеса;
г) зашплинтуйте гайку, установите на место колпак, предварительно заполнив его смазкой.
Регулировка схождения передних колес (тракторы с ГУР)
Сходимость передних колес при заво­дской регулировке устанавливается в пределах 0-8 мм.
Периодически через каждые 500 ч ра­боты, а также при каждом изменении колеи передних колес проверяйте и при необходимости регулируйте схо­димость колес. Перед проверкой обя­зательно отрегулируйте зазоры в подшипниках колес и шарнирах руле­вых тяг.
Регулировку схождения колес произ­водите в следующем порядке (рис. 60):
а) установите трактор на горизонтальной площадке с твердым покрытием;
б) установите сошку 10 в среднее положение, для чего, поворачивая рулевое колесо, установите его в положение, когда щуп 14 максимально утоплен;
в) проверьте, чтобы корпуса кониче­ских пар (для тракторов с ПВМ) или поворотные кулаки (для тракторов Беларус 80.1) были выдвинуты на одинаковую длину Б (рис. 60) из корпуса переднего моста или трубы передней оси соответственно;
г) отрегулируйте левую и правую рулевые тяги, удлинив или укоротив их на одинаковую величину, для чего отпустите контргайки 3, 5, 6, 8 и вращая левую и правую трубы 7,4, установите необходимую длину.
д) определите схождение колес, для чего замерьте расстояние (замер
Г) между внутренними закраинами ободьев колес впереди (на высоте центров колес) и сделайте отметки мелом в местах замера. Затем проедьте на тракторе вперед настолько, чтобы метки были сзади на той же высоте, и замерьте расстояние между отмеченными точками (замер В). Второй замер должен быть больше первого; разница между вторым В и первым Г замерами равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 0-8 мм. При необходимости произведите регулировку схождения изменением длины рулевых тяг. При этом левую и правую тяги удлиняйте или укорачивайте на одинаковую величину;
е) снова проверьте установку сошки в среднее положение (по щупу) и разность замеров В и Г;
ж) законтрите трубы рулевых тяг после окончательной регулировки схождения колес.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Техническое обслуживание привода рулевого механизма
Техническое обслуживание привода рулевого механизма заключается в пе­риодической проверке затяжки резьбо­вых соединений.
Для промывки масляного фильтра вы­полните следующее:
а) поднимите облицовку;
б) отсоедините маслопроводы 7, 13 и 15, отвинтите болты 5 крепления крышки 6 к корпусу, при помощи двух демонтажных болтов снимите крышку;
в) вывинтите редукционный клапан 11 и снимите сливной фильтр 9;
г) промойте фильтр в моющем растворе;
д) подтяните гайку 8 поворотного вала;
е) установите фильтр и проделайте операции в последовательности,обратной разборке;
ж) одновременно отрегулируйте осевой люфт рулевого вала, для чего:
ослабьте контргайку 1 и завинтите ре­гулировочный болт 2 до упора в торец вала, затем отвинтите на 1/8-1/10 обо­рота и законтрите контргайкой 1.
Заливка, проверка уровня и замена масла
Проверку уровня, доливку масла про­изводите согласно рекомендациям карты смазки.
Категорически запрещается работа трак­тора, если уровень масла ниже нижней риски на масломере 4 (рис. 62).
При замене масла промойте заливной фильтр. После замены масла запусти­те дизель и несколько раз поверните от упора до упора рулевое колесо, снова проверьте уровень масла и при необходимости долейте до верхней метки масломера.
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ЗАДНЕЕ НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО
При работе со стогометателями и са­мосвальными прицепами доливайте масло в корпус гидроагрегатов до уровня между метками "П" и "С" на масломерной линейке. При использо­вании других сельхозмашин уровень масла устанавливайте между метками
"О" и "П".
Проверку уровня и заливку масла в корпус гидроагрегатов в случае работы трактора с машинами, имеющими ци­линдры одностороннего действия, производите при полностью втянутых штоках.
Промывка масляного фильтра и са­пуна трактора с малогабаритной ка­биной
Эти операции производите через каж­дые 500 часов работы.
Для промывки фильтра (см. рис. 63):
а) откиньте вперед облицовку дизеля;
б) удалите пыль и грязь с крышки 2;
в) отверните болты 1 креплениякрышки 2 фильтра;
г) в случае необходимости отсоедините сливной шланг от штуцера крышки, ослабив стяжной болт;
д) выньте фильтр в сборе вместе с корпусом 5, чтобы не высыпать имеющуюся в нем грязь в бак;
е) снимите проволочный стопор 4, выньте фильтр из корпуса 5, тщательно промойте фильтрующие элементы 3 бензином или дизельным топливом.
ж) соберите и установите фильтр в обратной последовательности;
з) одновременно с промывкой фильтра отверните пробку сапуна 6, достаньте поролоновую набивку, промойте ее, отожмите и установите на место.
Техническое обслуживание фильтра маслобака трактора с унифициро­ванной кабиной
Замену фильтрующего элемента про­изводите через каждые 500 часов (ТО-2). Для замены фильтрующего элемен­та выполните следующее (рис. 64):
а) отверните болты 2 крепления крышки 1 фильтра;
б) снимите крышку 1 и выньте фильтр в сборе, удерживая его за ограничитель 4;
в) отверните гайки 3, снимите ограничитель 4 и достаньте фильтроэлемент 5;
г) промойте корпус 6 в моющем растворе;
д) установите новый фильтрующий элемент 5 и соберите фильтр в обратной последовательности;
е) установите новый фильтр в сборе в маслобак;
ж) установите крышку 1 и затяните болты 2.
Одновременно с заменой фильтрую­щего элемента промойте поролоновую набивку сапуна маслобака.
Регулировка включения шестерни привода гидронасоса
При неполном включении шестерни 3 (рис. 65) привода гидронасоса 4 или при ее замене возникает необходи­мость в регулировке зацепления шес­терни. Регулировку производите в сле­дующей последовательности:
а) установите рукоятку включения насоса 1 в нижний паз пластины 2(выключенное положение насоса);
б) отпустите болты крепления пластины к баку и запустите дизель;
в) на минимальной частоте вращения дизеля поверните рукоятку вместе с пластиной вверх до слышимого касания шестерен, после чего переместите рукоятку с пластиной немного вниз и затяните болты крепления пластины.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА
Техническое обслуживание электро­оборудования трактора или ремонт его в ряде случаев связаны со снятием с трактора соответствующих приборов или частичным разъединением их с проводкой. В этом случае обязательно выключите выключатель массы.
Соединение и разъединение штеп­сельных разъемов производите только в обесточенном состоянии.
Обслуживание и проверка аккуму­ляторной батареи
Батарею содержите в чистоте и в заряженном состоянии. Плотность электролита полностью заряженной батареи должна составлять:
• для холодного и умеренного кли­мата — 1,28 -0,01 г/см3 при 25 °С;
• для тропического климата — 1,23 -0,01 г/см3 при 25 °С.
Разность плотности электролита по секциям батареи должна быть не бо­лее 0,02 г/см3.
Для удаления случайно пролитого элек­тролита, грязи и пыли регулярно проти­райте поверхность чистой тряпкой, смо­ченной в 10%-ном растворе нашатырно­го спирта или кальцированной соды.
Следите за тем, чтобы заливные отвер­стия в крышках элементов были плотно закрыты пробками, а вентиляционные отверстия не были засорены. Регуляр­но очищайте окислившиеся клеммы ба­тареи и наконечники проводов и смазы­вайте их тонким слоем технического ва­зелина. Батареи на тракторе должны находится в состоянии, близком к пол­ной заряженности; разряд их больше чем на 50 % летом и 25 % зимой не до­пускается. Уровень электролита во всех элементах батареи должен находится между отметками, нанесенными на кор­пусе батареи или быть выше сепарато­ров на 10-15 мм. Степень разряженно-сти батареи определяется плотностью электролита или величиной напряже­ния. Проверка состояния батарей про­изводится в специализированной мас­терской.
Техническое обслуживание генера­тора
В связи с тем, что генератор не имеет трущихся контактов, а закрытые шари­коподшипники, установленные в нем, нe требуют добавления смазки, техни­ческое обслуживание генератора све­дено до минимума.
Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения, значения пока­заний которого указаны в разделе 4. "Органы управления и контрольно-измерительные приборы".
Перед обслуживанием очистите гене­ратор от пыли и грязи. Проверьте со­стояние и надежность крепления про­водов, подходящих к генератору, креп­ление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по по­вышенному шуму генератора).
Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании элек­трооборудования трактора, выполняй­те приведенные ниже требования.
• Не производите работу в электри­ческих цепях при работающем дизе­ле.
• Не проверяйте исправность элек­трических цепей и компонентов электрооборудования "на искру" (ме­тодом короткого замыкания).
• Отсоединяйте батареи от "массы", когда устанавливаете или снимаете генератор. Соблюдайте правильную полярность при подсоединении тракторной батареи или при ис­пользовании переносной батареи для пуска дизеля. Соединяйте плюс с плюсом и минус с минусом.
Регулировку напряжения генератора, в котором предусмотрена посезонная регулировка, производите винтом 1 (рис. 66), устанавливая его в положе­ние "Л" в теплое время года или "3" — в холодное время года.
Проверка сборочных единиц пуско­вого устройства дизеля Д-243
СТАРТЕР. В процессе эксплуатации трактора следите за чистотой старте­ра, периодически проверяйте надеж­ность его крепления, состояние клемм, не допускайте их загрязнений и ослаб­ления крепления. Так же периодически проверяйте щеточный узел стартера, для чего отверните винты 1 (рис. 67) и снимите защитный кожух 2 стартера, проверьте состояние коллектора, ще­точной арматуры, легкость передвиже­ния щеток в щеткодержателях 3 и дав­ление пружин 4 на щетки 5 стартера. Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой.
Давление щеток 750-1000 гс.
Через 2000 часов работы трактора, а также при наличии значительного из­носа или подгорания коллектора на­правьте стартер в специализирован­ную мастерскую.
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНЫЙ ПОДОГРЕ­ВАТЕЛЬ. Специального обслуживания электрофакельного подогревателя не требуется. В процессе эксплуатации следите за надежностью крепления подогревателя, электропроводки и трубки подвода топлива, при необхо­димости прочистите отверстие-жиклер в болте штуцера. Момент включения подогревателя и зазор между сердечником и штуцером регулируется на заводе и дополни­тельная регулировка при эксплуатации не требуется.
Регулировка блокирующего устрой­ства запуска дизеля
В процессе эксплуатации трактора при проведении ТО-3 произведите провер­ку срабатывания выключателя блоки­рующего устройства при помощи кон­трольной лампы или электроизмери­тельного прибора (выключатель рас­положен под кабиной на крышке КП). Для этой цели установите рычаг КП в крайнее левое положение (положение включения редуктора), в этом случае контакты выключателя должны быть замкнуты (лампа горит или электроиз­мерительный прибор дает показания.
Обслуживание приборов освещения и сигнализации
Техническое обслуживание приборов освещения и световой сигнализации сводится к систематической проверке их исправности, надежности крепления и соблюдению чистоты.
Если какой-либо прибор наружного и внутреннего освещения или сигнали­зации трактора не работает, проверьте исправность лампы и проводки, на­дежность крепления проводов к клем­мам, не перегорел ли плавкий предо­хранитель в цепи данного прибора. Цепи питания приборов, защищаемые предохранителями, указаны в разделе 4 "Органы управления и контрольно-измерительные приборы".
При замене перегоревшей лампы сле­дите за тем, чтобы пыль не попадала в корпус фары или фонаря. С этой же целью немедленно заменяйте повреж­денные рассеиватели.
Регулировка фар
Для нормального освещения дороги и безопасности при работе трактора на транспорте отрегулируйте направление света передних фар. Регулировку фар производите в следующем порядке:
а) произведите разметку экрана, как показано на рис. 68, при этом ли­нию центров фар АА нанесите на экране на расстоянии "h", равном высоте расположения центров фар над уровнем пола, а линию ВВ и ГП на расстоянии Д (размер между центрами фар по горизонтали).
Расстояние между осями фар измерь­те непосредственно на тракторе. Дав­ление воздуха в шинах при этом долж­но соответствовать рекомендованным нормам.
б) установите трактор на ровной горизонтальной площадке перпендикулярно к экрану на расстоянии 10м от него до рассеивателей передних фар, причем продольная плоскость симметрии трактора должна пересекаться с экраном по линии
в) включите ближний свет и отрегулируйте сначала положение одной (другую закройте темной материей), потом другой фары, предварительно ослабив их крепление на кронштейне.
Свет фары считается отрегулирован­ным, если центр светового пятна на экране на 150 мм ниже линии А-А, а световые пятна от обеих фар находят­ся на одинаковой высоте.
Обслуживание стеклоомывателя
При температуре воздуха +5 °С и выше заправьте бачок стеклоомывателя от­фильтрованной водой. При температу­ре ниже 0 °С используйте смесь жид­кости НИИСС-4 с водой в следующих пропорциях:
— при температуре до - 10 °С — 33% НИИСС-4 и 67% воды;
— при температуре до -20 °С — 62% НИИСС-4 и 38% воды;
— при температуре ниже -20 °С — НИИСС-4 без воды.
Допускается применение любой другой жидкости, рекомендуемой для стекло-омывателей. Направление струи жидко­сти в верхнюю часть сектора, описывае­мого щеткой, регулируйте поворотом шарового сопла форсунки при помощи стальной иглы.
Продолжительность разового включе­ния стеклоомывателя не более 20 с.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИ­ВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ
Система вентиляции и отопления вклю­чает вентилятор с двигателем и радиа­тор, устанавливаемые в крыше унифи­цированной кабины.
Для эффективной работы системы вентиляции и отопления выполняйте следующие условия:
1. После заливки в качестве охлаждаю­щей жидкости воды в систему охлаж­дения запустите дизель и дайте ему поработать на средних оборотах для прогрева воды до температуры 50-60 °С, после чего откройте кран 1 рис. 70а, увеличьте обороты дизеля и дайте ему поработать 1-2 минуты до заполнения жидкостью радиатора ото-пителя. Убедитесь в циркуляции воды через отопитель, приоткрыв правую сливную пробку 2 рис. 70б. Радиатор отопителя должен начать прогревать­ся. Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения дизе­ля при этом понизится.
2. Долейте охлаждающую жидкость в радиатор системы охлаждения ди­зеля до необходимого уровня (50-60 мм ниже верхней кромки заливной горловины).
3. Для быстрого прогрева кабины вклю­чите вентилятор отопителя и открой­те рециркуляционные заслонки.
4. Для слива охлаждающей жидкости из отопителя и системы охлаждения дизеля установите трактор на гори­зонтальную площадку, откройте кран 1 отопителя, снимите пробку радиатора дизеля, отвинтите пра­вую и левую сливные пробки 2, от­кройте сливные краны радиатора и блока цилиндров дизеля.
ВНИМАНИЕ! В холодное время года при использовании в качестве охлаждающей жидкости воды во избежание образования ледяных пробок продуйте систему отопления сжатым воздухом, предварительно закрыв краны слива воды из радиатора и блока цилиндров дизеля и установив пробку радиатора.
5. В теплое время года кран 1 дол­жен быть закрыт для работы сис­темы в режиме вентиляции.
6. Очистку фильтра 3 (рис. 71) про­изводите по мере необходимости, но не реже чем через 125 ч рабо­ты трактора. Инструкции по очи­стке изложены в таблице на фильтре.
ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИВОДА ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА
1. Проверка герметичности пневмосистемы
Систематически проверяйте герметич­ность пневмосистемы после остановки дизеля трактора или отключения ком­прессора по скорости падения давления воздуха в пневмосистеме. По указателю давления на щитке приборов оно не должно быть более 2,0 кгс/см2 (0,20 МПа) от величины нижнего преде­ла, определяемого регулятором давле­ния, в течение 30 мин.
Если скорость падения давления пре­вышает допустимую, обязательно вы­явите места утечек по шипящему звуку выходящего воздуха или путем после­довательного покрытия соединитель­ных мест пневмосистемы мыльной эмульсией. Обнаруженные утечки уст­раните.
При выполнении работ, на которых пневмосистема не используется, вы­ключите компрессор. Через 125 ч ра­боты трактора, если пневмосистема в этот период не использовалась, вклю­чите компрессор и проверьте состоя­ние пневмосистемы (работу компрес­сора, регулятора давления, тормозного крана, пневмопереходника, герметич­ность)
2. Обслуживание и проверка компрессора
Через 2000 ч работы трактора (через одно ТО-3) снимите компрессор и от­правьте в мастерскую на техобслужи­вание или ремонт.
3. Промывка фильтра регулятора давленияЧерез 500 ч работы (при ТО-2) промой­те фильтрующий элемент регулятора давления, для чего:
а) отверните болты 1 (см. рис. 72) боковой крышки 2, снимите прокладку 3, клапан отбора воздуха 5, пружину 6 и прокладку;
б) выньте фильтрующий элемент 4 и промойте его в моющем растворе;
в) после промывки продуйте его сжатым воздухом и просушите;
г) одновременно проверьте состояние рабочей поверхности резинового кольца клапана 5 отбора воздуха;
д) установите снятые детали в последовательности, обратной разборке.
4. Слив конденсата из баллона
Ежедневно по окончании работы, когда в баллоне воздух находится под дав­лением, слейте конденсат, для чего потяните в сторону кольцо спускного клапана в нижней части баллона.
Если слив происходит при отсутствии давления, то очистка баллона будет не полной, что может вызвать ржавление внутренней его поверхности. Периоди­чески проверяйте герметичность спу­скного клапана и всех соединений баллона, а также подтягивайте эго кре­пление.
5. Проверка и регулировка регуля­тора давления пневмосистемы
Через 1000 ч работы трактора (ТО-3), при нарушении работы регулятора давления, а также после его разборки для промывки или замены изношенных деталей, произведите регулировочные операции в следующей последова­тельности (рис. 73):
• присоедините к баллону на время проверки и регулировки манометр с ценой деления 0,1 ...0,2 кгс/см2 и со шкалой не менее 16 кгс/см2;
• снимите колпак 1;
• с помощью гаечного ключа ввинти­те крышку 2 в корпус до упора;
• запустите дизель. Включите ком­прессор и заполните баллон сжа­тым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 6 при давлении 8,5...10 кгс /см2. Ес­ли клапан срабатывает при дав­лении, выходящем за указанные пределы, произведите его регу­лировку с помощью винта 8, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 7;
• постепенно вывинчивая крышку 2, отрегулируйте усилие пружин 3, 4 так, чтобы давление воздуха в бал­лоне, при котором происходит от­крытие разгрузочного клапана 5, составляло 7,7...8,0 кгс/см2; зафик­сируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса и надень­те колпак 1;
• приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до 6,5...7,0 кгс/см2. При этих величинах дав­ления клапан 5 должен закрыться и переключить компрессор на на­полнение баллона сжатым возду­хом;
• отсоедините от баллона кон­трольный манометр.
Регулировка привода тормозного крана
После регулировки управления рабо­чими тормозами, стояночным тормо­зом, а также тормозного крана может возникнуть необходимость в регули­ровке привода тормозного крана (тяги 1 и усилия предварительного сжатия пружины 3, рис. 74).
Длина тяги 1 должна быть отрегулиро­вана так, чтобы при свободном поло­жении органов управления тормозами зазор между верхними кромками пазов "а" рычагов 6 и 7 и пальцем 5 со­ставлял 1...2 мм.
Предварительное сжатие пружины 3 до размера 37 мм регулируется вра­щением гаек 2 так, чтобы при нажатии педалей рабочих тормозов вначале происходило перемещение штока тор­мозного крана до упора, а затем сжа­тие пружины 3.
Давление в пневматической магистра­ли управления тормозами прицепа ре­гулируется вращением гайки, находя­щейся под резиновым чехлом 8.
Для регулировки снимите чехол 8, от­соедините тягу 1 от ушка 9, отвинтите ушко на 2... 3 оборота и отвинчиванием гайки отрегулируйте давление воздуха до величины не менее 7,7 кгс/см2. За­винтите ушко до упора в гайку и закон­трите его. Наденьте чехол и подсоеди­ните тягу 1.
ЗАМЕНА МАСЛА В ПВМ И КОРПУСЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ОПОРЫ ПРИВОДА ПВМ (при ТО-ВЛ и ТО-03)
1. Установите трактор на ровной го­ризонтальной площадке. Остано­вите дизель. Включите стояноч­ный тормоз и заблокируйте коле­са клиньями с обеих сторон.
2. Вывинтите контрольно-заливные пробки (показаны стрелками) и сливные пробки (1, 2, 3) из корпу­сов колесных редукторов, главной передачи и промежуточной опоры и слейте масло в специальную ем­кость для отработанного масла. Правильно утилизируйте масло.
3. Установите на место сливные пробки и затяните их.
4. Заправьте корпуса свежим транс­миссионным маслом до нижних кромок контрольно-заливных от­верстий.
5. Установите на место контрольно-заливные пробки и затяните их.
Проверьте и, если необходимо, отре­гулируйте конические роликоподшип­ники (3, 5), выполнив следующие опе­рации:
1. Вывинтите болты и снимите крышку (2);
2. Затяните гайку (1) моментом 180...200 Нм (18...20 кгсм), а затем отверните ее на 15-20°;
3. Раскерните гайку в двух прорезях фланца (4). Установите на место крышку (2);
Регулировка подшипников шкворней ПВМ с планетарно-цилин-дрическими редукторами
Проверьте и, если необходимо, отре­гулируйте натяг в подшипниках.
• Предварительный натяг в подшипни­ках шкворней должен быть таким, что­бы усилие поворота кулака, прило­женное к фланцу (5) было в пределах 60...80 Н (6...8 кгс). Если необходимо, произведите регулировку следующим образом:
• Отвинтите четыре болта (2) и ввин­тите два демонтажных болта (1) в технологические отверстия;
• Удалите необходимое число регули­ровочных прокладок (4) из-под фланца верхней оси шкворня (3);
• Отвинтите демонтажные болты и рав­номерно затяните болты (2) моментом 120...140Нм (12...14кгсм).