Правила эксплуатации
ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА К РАБОТЕ
Перед запуском нового трактора выполните следующие работы:
а) вымойте трактор;
б) проверьте аккумуляторные батареи и при необходимости приведите их в рабочее состояние, руководствуясь разделом 7.6.12;
в) снимите предохранительные полихлорвиниловые чехлы;
г) установите на место спускные краники радиатора и блока цилиндров, которые приложены к трактору и хранятся в отдельном упаковочном ящике;
д) распакуйте глушитель, уложенный в кабине трактора и установите его на выпускной коллектор так, чтобы выходной срез трубы был направлен вперед по ходу трактора. стяжной хомут установите на расстоянии 8...10 мм от торца патрубка глушителя. Гайки хомута затяните моментом 44...56 Н«м;
е) проверьте качество и уровень масла в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя, корпусах силовой передачи, корпусах ПВМ и промежуточной опоры, корпусе редуктора пускового двигателя, а также в баке гидронавесной системы и ГОРУ, корпусе гидроусилителя руля и при необходимости долейте или замените его;
ж) смажьте механизмы и узлы трактора в соответствии с таблицей смазки;
з) заправьте топливный бак отстоенным в течение не менее 48 ч летним или зимним дизельным топливом;
и) заполните систему охлаждения охлаждающей жидкостью до уровня на 50-60 мм ниже верхнего торца заливной горловины.
РЕГУЛИРОВКИ
к) проверьте давление воздуха в шинах;
л) при использовании трактора на транспортных работах увеличьте колею трактора не менее чем до 1800 мм;
м) убедитесь в циркуляции охлаждающей жидкости через отопитель кабины. Если необходимо, долейте охлаждающую жидкость в водяной радиатор;
н) снимите передние крылья при работе на колее передней оси 1350-1450 мм.
6.2. ПЕРЕЧЕНЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ДИЗЕЛЯ
Перед пуском нового или долго не работающего дизеля выполните следующие операции:
а) проведите ежесменное техническое обслуживание;
б) проверьте, открыты ли краны топливных баков;
в) заполните топливную систему дизеля
топливом, для чего отверните на 2-3 оборота продувочный болт на корпусе фильтра тонкой очистки топлива, прокачайте топливо с помощью насоса ручной подкачки до появления струи топлива без пузырьков воздуха из-под головки болта, затем заверните продувочный болт;
г) проверьте, заполнена ли система охлаждения дизеля;
д) закройте шторку водяного радиатора;
е) установите рычаг КП в положение включения I или II диапазона передач, выключите задний и боковой ВОМ;
ж) при температуре +5 °С и ниже заправьте бачок электрофакельного подогревателя зимним дизельным топливом (см. раздел 2.2 «Применяемое топливо и охлаждающие жидкости».
ВАЖНО!В процессе эксплуатации не допускайте снижения уровня ниже 100 мм от верхнего торца горловины.
Правила эксплуатации и регулировки
ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ
Запуск при нормальных условиях:
Проверьте уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе, наличие топлива в баке.
ВАЖНО! Никогда не запускайте дизель при незаправленной системы охлаждения.
ВАЖНО! Запуск дизеля и операции контроля приборов производите только находясь на сиденье оператора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Никогда не работайте на тракторе в закрытых помещениях.
1. Затормозите трактор стояночным тормозом;
2. Установите рычаг переключения передач (2) в нейтральное положение, а рычаг понижающего редуктора (9) в крайнее положение (заднее или переднее);
3. Установите рычаг (3) включения ВОМ в положение «включено»;
4. Включите выключатель "массы" (4);
5. Установите рычаг подачи топлива (5) в среднее положение;
6. Выжмите педаль сцепления (6);
7. Поверните ключ выключателя стартера (7) в положение II («Пуск») и удерживайте его до запуска дизеля, но не более 15 с. При этом в блоке контрольных ламп (8) загорится лампа контроля запуска (стр. 32, поз. 4). После запуска дизеля лампа должна погаснуть. Если дизель не запустился, повторное включение производите не ранее, чем через 30...40 с.
ВНИМАНИЕ! Если стартер не включается и контрольная лампа блока управления стартером работает в мигающем режиме с небольшой частотой (около 1,5 Гц), это указывает на то, что рукоятка переключения КП не находится в нейтрали или обрыв в цепи блокировки запуска. Если лампа мигает с большей частотой (около 3 Гц), неисправность в цепи генератора (клемма «W» или «~»).
8. Отпустите педаль сцепления (6). После запуска дизеля проверьте работу всех индикаторных ламп и показания приборов (температура охлаждающей жидкости, давление масла в дизеле, заряд аккумуляторных батарей).
Дайте дизелю поработать при 1000 об/мин до стабилизации давления масла в рабочем диапазоне.
Запуск при низких температурах (+4°С и ниже)
ВАЖНО! Чтобы избежать повреждения силовой передачи, не толкайте и не тяните трактор для запуска дизеля с буксира.
Предупреждение: Ваш трактор оборудован электрофакельным подогревателем либо свечами накаливания для облегчения запуска дизеля при низких температурах.
Никогда не используйте эфирные средства облегчения запуска при установленном электрофакельном подогревателе. Применение эфира может привести к взрыву во впускном коллекторе и серьезным травмам или увечью. При установке эфирных средств облегчения запуска отсоедините и заизолируйте провода электрофакельного подогревателя, находящихся на всасывающем коллекторе дизеля.
Электрофакельный подогреватель эффективен в диапазоне окружающих температур от +4°С до -20°С. Он состоит из бачка (1) с дизельным топливом и подогревательного элемента (2) (свеча накаливания, соленоидный клапан и форсунка).
При включении подогревателя раскаленная свеча зажигает топливо во всасывающем коллекторе и подогревает всасываемый в цилиндры воздух.
В дизелях «S2» применяются свечи накаливания в головке блока цилиндров.
При установившихся низких температурах используйте в картере дизеля, в коробке передач и гидросистеме зимние сорта масел в соответствии с рекомендациями настоящей инструкции.
Содержите батареи полностью заряженными.
Используйте чистое, без примесей воды, зимнее дизельное топливо.
Во избежание неисправностей, ежедневно сливайте отстой из топливного фильтра грубой очистки и топливных баков.
ВАЖНО! Заправляйте топливные баки в конце каждого рабочего дня для исключения образования конденсата внутри баков.
Примечание: При запуске дизеля в условиях низких температур можно пользоваться йиркуляционным подогревателем для системы охлаждения, заправленной антифризом. Детали установки подогревателя можно заказать через дилера.
Порядок запуска дизеля при низких температурах:
1. Заполните бачек электрофакельного подогревателя дизельным топливом или керосином;
2. Отключите привод масляного насоса гидросистемы для уменьшения сопротивления проворачиванию коленчатого вала;
3. Поднимите (закройте) шторку водяного радиатора для быстрейшего прогрева дизеля;
4. Проверьте уровень масла в поддоне дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе;
5. Затормозите трактор стояночным тормозом;
6. Установите рычаг переключения передач и диапазонов КП в «нейтраль»;
7. Установите рычаг управления ВОМ в положение «Выключено»;
8. Включите выключатель «массы»;
9. Установите рычаг управления подачей топлива в среднее положение;
10. Выжмите педаль сцепления;
11. Поверните ключ выключателя стартера в положение «I» и нажмите клавишу переключателя ЭФП. При этом в блоке контрольных ламп загорится контрольная лампа блока контроля ЭФП, сигнализируя о включении и нагреве спирали ЭФП. Как только контрольная лампа начнет мигать, ЭФП готов к запуску (спираль раскалена для подогрева всасываемого в цилиндры дизеля воздуха). Перевидите ключ в положение «II», продолжая удерживать клавишу нажатой. Загорится контрольная лампа запуска. Запустите дизель как указано выше в п.7. После запуска дизеля и при устойчивой работе отпустите ключ выключателя стартера и клавишу ЭФП;
12. Когда дизель запустился и его обороты стали устойчивыми, установите 1000 об/мин до стабилизации давления масла в рабочем диапазоне. Отпустите педаль сцепления. Прогрейте дизель.
Проверьте работу приборов. отрегулируйте положение шторки водяного радиатора для поддержания нормального теплового режима.
ТРОГАНИЕ С МЕСТА И ДВИЖЕНИЕ ТРАКТОРА
Чтобы привести трактор в движение, выполните следующее:
а) установите минимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля;
б) выжмите до отказа педаль сцепления, выждите некоторое время для остановки вращающихся деталей сцепления и плавно, без рывков, включите требуемую передачу согласно табличке переключения передач, расположенной на правой стенке кабины;
в) выключите стояночный тормоз и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно увеличивая частоту вращения дизеля.
ВАЖНО! При изменении направления движения переключение передач производите только после остановки трактора. Не держите ногу на педали сцепления в процессе работы на тракторе, т.к. это приведет к пробуксовке сцепления, перегреву и преждевременному выходу его из строя.
Крутые повороты производите только на малых скоростях без нагрузки. При крутых поворотах допускается подторма-живание соответствующего колеса. Перед началом работы, в зависимости от условий эксплуатации, переведите рычаг 41 (рис. 3б) управления раздаточной коробки (трактора с передним ведущим мостом) в среднее положение - "передний ведущий мост включается в работу автоматически" или в крайнее переднее положение - "передний ведущий мост отключен" - на транспорте, на дорогах с твердым покрытием или в крайнее заднее положение - передний ведущий мост включен принудительно" - при длительной работе на рыхлых и влажных почвах, кратковременно при преодолении большого тягового сопротивления, переезде через дорожные препятствия, трогании с места при переднем и заднем ходе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЕВЕРС-РЕДУКТОРОМ
Рычаг переключения реверс-редуктора (32а), рис. 15, имеет следующие положения:
"Реверс" (реверс включен) - крайнее заднее;
"Передний ход" (реверс выключен) - крайнее переднее.
Для изменения направления движения трактора:
1. Выжмите педаль сцепления;
2. Не выключая передачу и реверс-редуктор, остановите трактор, применив в случае необходимости тормоза;
3. Не отпуская педали сцепления, переведите рычаг реверс-редуктора из положения "передний ход" на "реверс" или наоборот;
4. Плавно отпустите педаль сцепления.
Важно! Переключение рычага реверс-редуктора производите только
при выжатой педали сцепления и остановленном тракторе.
Внимание! Никогда не оставляйте рычаг реверс-редуктора в положении между "передний ход" и "реверс".
Чтобы остановить трактор, выполните следующее:
а) уменьшите частоту вращения коленчатого вала дизеля;
б) выжмите педаль сцепления;
в) установите рычаг переключения КП в нейтральное положение;
г) затормозите трактор стояночным тормозом. Для экстренной остановки трактора одновременно нажмите до отказа на педали сцепления и обоих рабочих тормозов.
Не останавливайте трактор при помощи тормозов, не выключив сцепления.
ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЯ
Для остановки дизеля выполните следующее:
а) после снятия нагрузки с дизеля дайте поработать ему на малой частоте вращения коленчатого вала для снижения температуры. Останавливать дизель при высокой температуре не рекомендуется;
б) рукояткой управления подачей топлива установите минимальные обороты холостого хода (крайнее заднее положение);
в) рукояткой останова заглушите дизель, потянув её на себя до упора;
г) выключите выключатель "массы". Не останавливайте дизель:
а) закрытием крана топливного бака, так как это приводит к подсосу воздуха в систему питания и ухудшению последующего запуска дизеля;
б) рукояткой аварийного останова, кроме аварийных случаев.
ПОРЯДОК РАБОТЫ ТРАКТОРА С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ МАШИНАМИ
Подготовка трактора к работе в зависимости от агрегатируемых с ним сельскохозяйственных машин
В зависимости от вида выполняемой работы агрегатируйте тракторы с теми техническими средствами (сельхозмашинами, орудиями, транспортными и др. машинами), которые в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих машин предназначены для агрегатирования с трактором "Беларус" класса 1,4 тс и руководствуйтесь рекомендациями их инструкций по выбору рабочей и транспортной скоростей, ширины колеи, давлению в шинах колес и т. д.