Подготовка трактора к работе
1. Общие указания Трактор, прибывший с завода-изготовителя, осмотреть. Проверить инструмент и запасные части согласно упаковочному листу, находящемуся с ЗИП. Установить детали, снятые с трактора. При отправке трактора с завода пломбируются ящик с комплектом ЗИП, крыши и створки капота, двери кабины в закрытом положении. Кроме того, для обеспечения сохранности заводской установки и регулирования пломбируют крышку корректора подачи топлива, крепление секций топливного насоса, крышку болтов регулирования максимальной и минимальной частоты вращения, боковую крышку топливного насоса и распределитель гидросистемы (нарушение этой пломбировки во время гарантийного периода не допускается). При необходимости снятие пломб (с последующим пломбированием) допускается с составлением соответствующего акта и записью в формуляре (паспорте). При подготовке трактора к первому выезду выполнить следующие операции: вымыть трактор;расконсервировать наружные поверхности, покрытые защитной смазкой (способ расконсервирования указан в разделе «Хранение трактора») и снять парафинированную бумагу со сборочных единиц трактора, обернутых при консервации;
снять аккумуляторные батареи и направить их для зарядки;
проверить уровень и при необходимости долить масло:
- в картер дизеля; - в картер пускового двигателя; - в корпус топливного насоса; - в гидробаки (рабочую жидкость); - в коробку передач и отделение конических шестерен; - в привод насоса гидросистемы; - в поддон воздухоочистителя пускового двигателя; - в корпус редуктора пускового двигателя; - в подшипники опорных, поддерживающих катков и натяжных колес; - в бортовые редукторы. смазать:
- подшипник выключения муфты сцепления (для тракторов с механической трансмиссией); - переднюю опору дизеля; - шаровые опоры гидроцилиндров передней навесной системы; - шарниры задней навесной системы; - подшипники шкивов вентилятора и натяжного ролика. подтянуть крепления:
- башмаков гусениц; - задних опор дизеля; - ведущих колес. проверить и при необходимости отрегулировать:
- механизм управления бортовыми фрикционами и тормозами; - натяжение гусениц; - механизм запирания дверей кабины на ключ. Проверить внешним осмотром и убедиться в отсутствии утечек топлива, масла и охлаждающей жидкости, при необходимости, подтянуть крепления и устранить подтекания. Проверить визуально показания контрольных приборов на соответствие установленным нормам. После регистрации трактора в органах Гостехнадзора государственный регистрационный знак закрепить на планке, специально установленной над задним стеклом кабины, слева. Для этого вывернуть два винта Мб крепления планки, установить знак и закрепить его вместе с планкой. При использовании тракторов, оборудованных передней навесной системой (передними гидроцилиндрами) без бульдозерного оборудования: - установить заглушки на трубопроводы и гидроцилиндры; - закрепить гидроцилиндры, присоединив планку к бамперу и скобе с помощью болтов, находящихся в ЗИПе. Новый трактор не требует специальной обкатки, но, учитывая, что в начале эксплуатации трактора происходит приработка рабочих поверхностей деталей друг к другу, проверяется работа сборочных единиц и механизмов и их регулирование, а также выявляются случайные неисправности - завод рекомендует первые 50 моточасов не загружать дизель трактора на полную мощность. Соблюдение рекомендации способствует дальнейшей длительной безаварийной эксплуатации трактора. 2. Заправка трактора топливом Для дизеля применяется топливо: дизельное летнее, дизельное зимнее и дизельное арктическое (ГОСТ 305-82). При температуре окружающего воздуха выше 0 "С применяется дизельное топливо марки Л-0,2-40; при температуре от 0 °С до минус 20 "С - дизельное топливо марки 3-0,2 с температурой застывания минус 35 °С; при температуре от 0 °С до минус 30 °С - дизельное топливо марки 3-0,2 с температурой застывания минус 45 °С; при температуре до минус 50 "С - дизельное топливо марки А-0,2. Заменой рекомендованного топлива другим могут быть керосины авиационные, осветительные и керосин для технических целей; стабильные газовые конденсаты с кинематической вязкостью не ниже 1,0 мм2/с, с содержанием вредных примесей не выше норм ГОСТ 305-82 и температурой вспышки зимой - не ниже 12 °С, летом - не ниже 40 °С. При работе на топливах-заменителях без перерегулировки топливной аппаратуры из-за пониженной плотности мощностные показатели дизеля могут снижаться до 10% без ухудшения топливной экономичности. Ресурс работы дизеля не снижается. При отрицательных температурах окружающей среды и непрогретом дизеле на топливах-заменителях продолжительность пуска может увеличиваться. Газоконденсатное топливо по сравнению с основным топливом имеет пониженное значение температуры вспышки и пожароопасности, что следует учитывать в процессе эксплуатации дизеля, особенно в закрытых помещениях. Рекомендации по применению топлива при эксплуатации трактора в других странах приведены в таблице:
Марка отечественного дизельного топлива по ГОСТ 305-82 |
Зарубежный аналог |
||
|
марка |
спецификация |
страна |
Л (летнее) |
Л |
БДС 8884-82А |
Болгария |
2D |
STM 975-81 |
США |
|
- |
DIN 51603-81 |
Германия |
|
№3 |
JIS К 2204-83 |
Япония |
|
1D |
ASTM 975-81 |
США |
|
3 (зимнее) |
Special |
JIS К 2204-83 |
Япония |
TYP А |
CAN-2-3.6-M-83 |
Канада |
|
А (арктическое) |
Z50 |
PN 67/С-96048 |
Польша |
TYP АА |
CAN-2-3.6-M-83 |
Канада |
рычаги гидрораспределителя.
Пуск дизеля электрическим стартером а) Пуск дизеля при температуре окружающего воздуха выше О °С: включить «массу»;
вставить ключ в гнездо выключателя ВК856 (в первое или исходное положение, без поворотов);
установить рычаг управления подачей топлива в среднее положение;
повернуть ключ в выключателе ВК856 (по часовой стрелке во второе положение), включив МЗН. Время непрерывной работы насоса не должно превышать 1 мин;
после того, как давление масла в системе смазки дизеля по указателю на щитке приборов будет не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2) повернуть ключ в третье положение «Стартер включен».
Продолжительность работы стартера не более 15 с. Только при регулярных вспышках в цилиндрах дизеля допускается непрерывная работа стартера до 25 с;
после того, как дизель начал работать, отключить стартер, повернув ключ в исходное положение.
б) Пуск дизеля при температуре окружающего воздуха от 0 °С до минус 10 °С: выполнить три первые операции пуска, как указано в пункте «а»;
прокачать систему ручным топливоподкачивающим насосом, в течение не менее 1 мин;
повернуть ключ во второе положение (включить МЗН) для создания давления масла не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2) по указателю на щитке приборов;
включить ЭФУ; после загорания контрольной лампы (зеленого цвета на щитке приборов, крайняя с правой стороны), указывающей о готовности ЭФУ к работе, повернуть ключ в положение «Стартер включен» на время не более 15 с, удерживая кнопку ЭФУ во включенном положении. Примечание. При неудачной попытке пуска дизеля откройте вентили на топливном фильтре и на секциях топливного насоса» Прокачайте топливную систему подкачивающим насосом, совершив 10-20 подкачек. После чего пуск повторите. При неудавшихся трех попытках выяснить причину, устранить ее и повторить пуск. Между включениями стартера делать выдержки не менее от 1 до 1,5 мин. После пуска дизеля отключить стартер, а кнопку ЭФУ продолжать удерживать во включенном положении до выхода дизеля на устойчивый режим работы, но не более 60 с после отключения стартера. Прогреть дизель, как указано выше. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДИЗЕЛЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ (КНОПКОЙ) СИСТЕМЫ ЭФУ. в) Пуск дизеля при температуре окружающей среды ниже минус 10 °С: провести предпусковую подготовку дизеля к пуску с помощью подогревателя (подогреватель заказывается отдельно);
для тракторов с механической трансмиссией выключить муфту сцепления. Для этого вставить ломик из комплекта ЗИП в отверстие на удлиненном конце оси педаль муфты сцепления, повернуть ломик вперед и зафиксировать ось стопором;
дальнейший порядок пуска согласно пуску дизеля при температуре окружающего воздуха от 0 °Сдо минус 10 °С.
г) Пуск дизеля электрическим стартером, питаемым от постороннего источника электроэнергии: не отключая аккумуляторных батарей (независимо, заряжены они или разряжены), подключить источник постоянного тока напряжением 24 В, мощностью не менее 10 кВт. Для этого собрать жгут 11, находящийся в ЗИП трактора, подключить к нему вилки ПС 315-150 с двух сторон. Собранный жгут включить в розетку ПС 315-100, установленную на тракторе, второй конец жгута - к постороннему источнику постоянного тока. Остальные операции пуска аналогичны описанным в пунктах а, б, в.
д) Пуск дизеля пусковым двигателем Перед пуском пускового двигателя тракторов с механической трансмиссией рекомендуется ознакомиться со схемой блокировки магнето. Блокировка осуществляется закорачиванием на «массу» первичной обмотки трансформатора магнето через выключатель ВК418, установленный на правом механизме переключения КП трактора. Включение зажигания возможно при условии, если рычаг переключения диапазонов КП находится в нейтральном положении. В этом случае тракторист, включая зажигание (выключателем на щитке приборов), разрывает вторую цепь блокировки первичной обмотки трансформатора магнето, и пуск пускового двигателя становится возможным. Пуск дизеля пусковым двигателем производится в следующем порядке: открыть кран бензобачка пускового двигателя;
включить аккумуляторные батареи и зажигание;
закрыть воздушную заслонку карбюратора;
установить рычаг механизма декомпрессора в положение «Открыто».
В случае установки карбюратора К125Л пуск дизеля пусковым двигателем производится в следующем порядке: открыть кран бензобачка пускового двигателя;
включить аккумуляторные батареи и зажигание;
закрыть воздушную заслонку карбюратора;
- сделать подкачку бензина ускорительным насосом карбюратора, для чего два-три раза открыть и закрыть дроссельную заслонку карбюратора; - приоткрыть дроссельную заслонку. Установить рычаг управления подачей топлива в крайнее нижнее положение (подача топлива выключена). Включить стартер поворотом ключа в выключателе ВК856 на время не более 10 с. При отрицательных температурах допускается длительность работы до 15 с. Исправный двигатель обычно пускается после двух-трех включений стартера с интервалами от 15 до 20 с. Указанные интервалы необходимы для предохранения от выхода из строя аккумуляторной батареи и стартера. Включение стартера при не остановившейся пусковой шестерне (определяется на слух) ведет к поломке зубьев шестерни стартера и венца маховика. Отключите стартер, отпустив ключ выключателя зажигания с началом самостоятельной работы двигателя. При неудачной попытке запуска двигателя после двух или трех включений стартера выяснить причины плохого запуска, устранить неисправность и повторить пуск. Если пусковой двигатель не работал более суток, то перед пуском провернуть коленчатый вал на 2-3 оборота вручную рукояткой из ЗИПа. Не следует долго проворачивать коленчатый вал пускового двигателя при закрытой воздушной заслонке, так как в этом случае в цилиндры двигателя подается обогащенная топливом смесь. Эта смесь при отсутствии вспышки смывает со стенок цилиндров смазку, чем затрудняет дальнейший пуск двигателя (нет компрессии). Пуск прогретого двигателя производить при открытой воздушной заслонке, без подкачки бензина. При затруднении пуска в хоподное время года или из-за недостатка топлива произвести подкачку топлива 5-10-кратным нажатием кнопки утолителя мембраны 2. Пуск двигателя при этом производится с закрытой воздушной заслонкой. После того, как пусковой двигатель начнет работать на устойчивой малой частоте вращения, воздушную заслонку полностью открыть, а двигатель прогреть на малой и средней частотах вращения (холостой ход). Работа на холостом ходу необходима для полного распределения смазки двигателя перед его загрузкой, а также для прогрева дизеля при подготовке его к пуску. Перед пуском дизеля в холодное время на тракторе с механической трансмиссией следует выключить муфту сцепления трактора. Для этого вставить ломик из комплекта ЗИП в отверстие на удлиненном конце оси педали муфты сцепления, повернуть ломик вперед и зафиксировать ось стопором. Установить режим редуктора «Замедленно», в теплое время - режим «Ускоренно» (муфту сцепления трактора выключать не обязательно). Затем ввести в зацепление шестерню механизма включения с венцом маховика дизеля, возвратить рычаг механизма включения в исходное вертикальное положение и плавно включить муфту сцепления пускового двигателя. ВНИМАНИЕ! ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЛОМКИ БЛОКИРОВОЧНОГО УСТРОЙСТВА И СОЗДАНИЯ АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ НЕ ВКЛЮЧАТЬ ОДНОВРЕМЕННО МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ И МУФТУ СЦЕПЛЕНИЯ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ. Переключение редуктора из положения «Ускоренно» в положение «Замедленно» (или наоборот), а также ввод в зацепление шестерни механизма включения с венцом маховика дизеля осуществлять с обязательным торможением вала муфты сцепления пускового двигателя. Для этого следует приложить усилие (от себя) к рычагу управления муфтой сцепления пускового двигателя, чем достигается торможение вала муфты. Это необходимо для безударного переключения шестерен. Для включения муфты сцепления перевести рычаг включения муфты на себя до щелчка (фиксации), после чего снять усилие с рычага во избежание выхода из строя нажимного подшипника. Если рычаг не фиксируется во включенном положении, то отрегулировать муфту согласно пункту «Регулирование муфты сцепления пускового двигателя» подраздела 4.4. Как только пусковой двигатель начнет проворачивать коленчатый вал дизеля на замедленной передаче с нормальной частотой вращения, выключить муфту сцепления пускового двигателя, установить рычаг переключения редуктора в положение «Ускоренно» и снова включить муфту сцепления. Затем рычаг механизма декомпрессора поставить в положение «Закрыто». Прогреть дизель, вращая коленчатый вал пусковым двигателем, а через 1-2 минуты включить подачу топлива, переведя рычаг управления подачей топлива вверх, примерно в среднее положение. А НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВКЛЮЧАТЬ ПОДАЧУ ТОПЛИВА ПРИ ДАВЛЕНИИ МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДИЗЕЛЯ МЕНЕЕ 0,1 МПа (1 кгс/см2). Если пуск дизеля не удается, то выключить подачу топлива и продолжать прогрев, как указано выше, после чего снова включить подачу топлива. После пуска дизеля выключить муфту сцепления пускового двигателя, несмотря на то, что шестерня механизма включения разъединяется с венцом маховика автоматически. Остановить пусковой двигатель, выключив зажигание и закрыв кран бензобачка пускового двигателя, на тракторах с механической трансмиссией включить муфту сцепления. Дизель прогреть на малых, средних, а затем на максимальных частотах вращения. Увеличивать или уменьшать частоту вращения плавно. Дизель считается прогретым и может загружаться только в том случае, если температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не ниже 40 °С. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПУСК ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ РУКОЯТКОЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ^ ДЛЯ ПРОВОРАЧИВАНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА. 6. Работа и остановка дизеля Нормальная работа дизеля без нагрузки должна определяться показаниями штатных приборов и сигнализаторов: стрелка указателя температуры жидкости в системе охлаждения должна показывать температуру от плюс 65 до плюс 85 °С;
стрелка указателя давления масла в системе смазки дизеля, при установке рычага управления подачей топлива в крайнее верхнее положение, должна показывать от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см2); при переводе педали деселератора в крайнее нижнее положение стрелка должна показывать давление не менее 0,1 МПа (1 кгс/см2) при температуре охлаждающей жидкости от плюс 65 до плюс 85 °С;
при установке рычага управления подачей топлива в крайнее верхнее положение стрелка указателя напряжения должна находиться в зеленом секторе шкалы прибора (при установленных аккумуляторных батареях).
Не рекомендуется работа дизеля на малой частоте вращения без нагрузки более 30 мин при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 "С. При работе дизеля в зимнее время температуру охлаждающей жидкости регулировать клапаном утеплительного чехла. Для остановки дизеля: снять нагрузку, рычагом управления подачей топлива плавно установить малую частоту вращения и через 3 мин перевести рычаг в крайнее нижнее положение. 7. Подготовка к работе и порядок пуска ПЖД Работа подогревателя при заполнении системы охлаждения двигателя антифризом. Открыть запорный кран 11 топливной системы подогревателя. Включить выключатель «массы» аккумуляторных батарей. Для продувки котла включить переключатель б режима работы электродвигателя насосного агрегата в положение «Работа» на время от 10 до 15 с, после чего установить переключатель в положение «Выключено». Включить кнопку 4 электроподогрева топлива и держать ее во включенном состоянии в зависимости от температуры окружающей среды согласно таблице.
Температура воздуха, °С |
до минус 20 |
до минус 30 |
до минус 40 |
до минус 60 |
Время включения электронагревателя, с |
20 |
30 |
60 |
90 |
по истечении времени от 1 до 2 мин переключатель режима работы перевести в положение «Выключено»;
закрыть запорный кран 11 (рис. 23) в топливной системе подогревателя. Работа подогревателя при заполнении системы охлаждения дизеля водой. Применение воды в системе охлаждения допускается в исключительных случаях. Подготовить воду без механических примесей для заполнения всей системы охлаждения дизеля. При температуре окружающего воздуха ниже минус 30 "С необходимо применение нагретой (не ниже плюс 40 °С) воды. Открыть заливную крышку радиатора и пробку заливной горловины подогревателя, закрыть все сливные краны системы охлаждения и подогрева дизеля и ввернуть все сливные пробки. Кран! в нижнем бачке радиатора должен быть открыт. Проверить исправность подогревателя путем приведения его в действие и работы в продолжение 10-15 с. Залить через заливную горловину подогревателя два литра воды сразу же после продувки подогревателя и включить подогреватель. Залить немедленно после начала работы подогревателя через заливную воронку подогревателя четыре литра воды и закрыть пробку заливной горловины. После появления паров из заливной горловины радиатора закрыть кран в нижнем бачке радиатора, заполнить всю систему охлаждения водой через радиатор и закрыть пробку радиатора. Пустить дизель, и при достижении температуры воды в системе охлаждения двигателя плюс 90 °С остановить подогреватель. Для этого необходимо перевести выключатель электромагнитное го клапана в положение «Выключено», и через 90-150с отключить электродвигатель. Закрыть запорный кран топливной системы подогревателя.