(8352)745588, 744940
(8352)745852, 737046

Общее описание тракторов МТЗ 80 / 82

Тракторы Беларус предназначены для выполнения различных сельскохо­зяйственных работ с навесными, полу­навесными и прицепными машинами и орудиями.
Кроме того, они могут быть использо­ваны для выполнения трудоемких ра­бот в агрегате с бульдозерами, экска­ваторами, погрузчиками, ямокопате­лями, а также на специальных транс­портных работах и для привода раз­личных стационарных сельскохозяйст­венных машин.
Рисоводческий трактор Беларус 82Р предназначен для комплексной меха­низации возделывания риса и сопутст­вующих культур севооборота. Применение технических средств, аг-регатируемых с тракторами Беларус, должно быть согласовано с ПО МТЗ.
Колесные тракторы Беларус 80.1 (рис. 1), Беларус 80.2, Беларус 82.1 (рис. 2), Беларус 82.2 являются уни­версальными сельскохозяйственными тракторами класса 1,4 тс (14 кН). Они отличаются между собой типом ходо­вой системы: Беларус 80.1/80.2 - с одной ведущей осью, Беларус 82.1/82.2 - с двумя ведущими осями. Тракторы имеют полурамную кон­струкцию. Их остов состоит из полура­мы, корпусов муфты сцепления, ко­робки передач и заднего моста. Ди­зель спереди эластично закреплен на переднем брусе, а сзади жестко со­единен с корпусом муфты сцепления. Индекс .2 означает модернизацию со­ответствующей модели с установкой одного или нескольких узлов повы­шенного технического уровня:
переднего ведущего моста с плане-тарно-цилиндрическими редуктора­ми (для трактора Беларус -82.2);
капота, крыши, крыльев кабины об­новленного дизайна (для тракторов Беларус 80.2/82.2).
Силовая передача трактора включа­ет муфту сцепления, понижающий ре­дуктор и коробку передач, задний мост с автоматической блокировкой диффе­ренциала и задним вОм с двухскоро-стным независимым и синхронным при­водами. Тракторы с двумя ведущими осями оснащены ПВМ и механизмами привода - раздаточной коробкой, про­межуточным и передним карданными валами, промежуточной опорой. Рулевое управление тракторов может быть гидромеханическим (с корпусом ГУР) или гидрообъемным с насосом-дозатором (ГОРУ).
Гидромеханическое управление состоит из червяка, секто­ра и ГУР. ГОРУ состоит из насоса-дозатора героторного типа, установ­ленного в рулевой колонке на перед­ней стенке кабины, шестеренчатого насоса питания с приводом от дизеля, гидроцилиндра, установленного в ру­левой трапеции переднего моста (Бе-ларус 82.1/82.2) или передней оси (Бе-ларус 80.1/80.2) трактора. Масляной емкостью ГОРУ является бак гидрона­весной системы.
На тракторах с ГОРУ используется гидравлический привод блокировки дифференциала заднего моста с кра­ном управления, расположенным под наклонной частью основания кабины. Управление блокировкой осуществля­ется педалью, расположенной слева от педалей управления рабочими тормозами.
Привод ПВМ осуществляется от КП для обеспечения синхронности оборотов передних и задних колес на всех пере­дачах. Передний мост шарнирно соеди­нен с передним брусом для обеспече­ния качания моста в поперечной плоско­сти. Предусмотрено бесступенчатое из­менение колеи передних (для тракторов с ГУР) и задних колес. Для увеличения сцепных качеств и улучшения управля­емости на передний брус трактора могут быть установлены дополнительные гру­зы общей массой 220 или 510 кг.
Рисоводческий трактор Беларус
82Р отличается увеличенным дорож­ным просветом, а также движителя­ми - широкопрофильными шинами низкого давления с развитыми почво-зацепами и малонасыщенным рисун­ком протектора. Увеличение дорожно­го просвета достигнуто путем установ­ки дополнительной бортовой переда­чи и шин увеличенного диаметра. Ри­соводческий трактор снабжен меха­низмом блокировки управления при­водом ПВМ и стояночного тормоза. Навесная система трактора состо­ит из гидравлической системы и заднего навесного устройства. В гидросистему входят: масляный насос, распредели­тель, силовой регулятор, задний и вы­носные гидроцилиндры. Тракторы могут поставляться с силовым (позиционным) регулятором или без регулятора. Заднее навесное устройство пред­ставляет собой шарнирный четырех-звенник с регулируемыми по длине раскосами.
Предусмотрен механизм фиксации ЗНУ для удержания навешенных ма­шин в крайнем верхнем положении при транспортных переездах. Для ра­боты с прицепными машинами можно использовать поперечину с прицепной вилкой, при транспортных работах — устанавливать буксирное устройство с автосцепкой и гидрокрюк. Трактор оборудован пневматической системой управления тормозами при­цепов с пневматическим или гидрав­лическим приводом тормозов. Электрооборудование — постоянного тока с номинальным напряжением 12В. Кабина (унифицированная) трак­тора - безопасная, герметичная, кар-касно-панельной конструкции, снабжена торсионным одноместным сиденьем, ре­гулируемым по росту и массе оператора. Предусмотрена установка допол­нительного сиденья (по заказу). Стекла кабины закаленные, монолитные, тепло-поглощающие, травмобезопасные. Ка­бина снабжена системой отопления и вентиляции воздуха, плафоном, стекло­очистителями, противосолнечным ко­зырьком, зеркалом заднего вида. Естест­венная вентиляция кабины осуществля­ется через открывающийся люк на кры­ше, заднее и боковые окна. Для удобства работы, а также входа и выхода из каби­ны предусмотрено изменение угла на­клона рулевой колонки в пределах 15° и изменение положения рулевого колеса по высоте в пределах 100 мм. Имеется трехступенчатая подножка и поручень. Одновременно с установкой на трактор унифицированной кабины на отдельных партиях тракторов по заказу устанавли­ваются малогабаритные кабины. Капот дизеля шарнирно прикреплен к раме облицовки радиатора и в открытом положении фиксируется защелкой. По заказу трактор комплектуется дополнительным оборудованием: приводным шкивом, боковым ВОМ, сменным хвостовиком заднего ВОМ (21 шлиц), реверс-редуктором*, дополни­тельными грузами, защитным устройст­вом хвостовика ВОМ-2, колесами с ши­нами 18,4L-30; 9,5-42, предпусковым по­догревателем, автоматической сцепкой СА-1, гидрофицированным крюком (ТСУ-2), пневматическим переходником, поперечиной прицепного устройства (ТСУ-1 -Ж), ТСУ-З-К (буксирное устрой­ство), кронштейном с разрывными муф­тами, шлангами сцепки, левым регули­руемым раскосом навесного устройства, проставкой для установки сдвоенных задних колес, аптечкой, дополнитель­ным сиденьем и др. Кроме того, на трак­тор может устанавливаться ходоумень-шитель, который приобретается потре­бителем самостоятельно. При этом трактор долженбыть укомплектован КП под установку ходоуменьшителя.
Левая дверь кабины трактора закрывает­ся замком. Чтобы открыть замок двери:
• вставьте ключ в отвер­стие кнопки ручки;
• не нажимая на кнопку, поверните ключ в положение "открыто";
• выньте ключ и , нажав на кнопку, от­кройте дверь;
Чтобы зафиксировать замком закры­тую дверь, поверните ключ в положе­ние "закрыто", не нажимая на кнопку.

Наименование

80.1

80.2

82.1 (с ГУР)

82.2

82 Р

Длина, мм:

общая без грузов по колесам

4120 3840 3650

4120 3840 3650

4120 3930 3740

4120 3970 3820

4120 4020 3810

Б Ширина, мм

1970

1970

1970

1970

2370

В Высота по кабине, мм

2780

2800

2800

2820

3030

Г Продольная база, мм

2390

2390

2450

2440

2450

Д Колея задних колес, мм

1400/2100

1400/2100

1350/2050*

1500/2100

1900

Е Колея передних колес, мм

1450/1850

1450/1850

1430/1990

1420/2000

1900

Ж Дорожный просвет, мм

465

465

465

465

715

Наименование

Единица измере­ния

Значение

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Тип трактора

Колесный, универсальный класса 1,4 тс

Марка трактора

Беларус

 

 

 

Модель трактора

Беларус 80.1/80.2 Беларус 82.1/82.2

 

Беларус 82Р

Расчетные скорости движения при вы­ключенном понижающем редукторе на:

 

 

 

 

 

1-й передаче

км/ч

2,50

 

 

2,71

2-й передаче

км/ч

4,26

 

 

4,61

3-й передаче

км/ч

7,25

 

 

7,84

4-й передаче

км/ч

8,90

 

 

9,63

5-й передаче

км/ч

10,54

 

 

11,41

6-й передаче

км/ч

12,34

 

 

13,34

7-й передаче

км/ч

15,16

 

 

16,40

8-й передаче

км/ч

17,95

 

 

19,40

9-й передаче

км/ч

33,39

 

 

задний ход I

км/ч

5,27

 

 

5,69

задний ход II

км/ч

8,97

 

 

9,71

Расчетные скорости движения при вклю­ченном понижающем редукторе на:

 

 

 

 

 

1-й передаче

км/ч

1,89

 

 

2,05

2-й передаче

км/ч

3,22

 

 

3,49

3-й передаче

км/ч

5,48

 

 

5,93

4-й передаче

км/ч

6,73

 

 

7,28

5-й передаче

км/ч

7,97

 

 

8,63

6-й передаче

км/ч

9,33

 

 

10,10

7-й передаче

км/ч

11,47

 

 

12,40

8-й передаче

км/ч

13,58

 

 

14,69

9-й передаче

км/ч

25,25

 

 

27,33

задний ход I

км/ч

3,98

 

 

4,31

задний ход II

км/ч

6,78

 

 

7,34

Наименьший радиус поворота по сере­дине следа внешнего переднего колеса при колее 1400 мм с подтормаживанием внутреннего заднего колеса:

 

 

 

 

 

Беларус 80.1

м

 

 

3,8

 

Беларус 82.1/82.2

м

 

 

4,1

 

Беларус 82 Р

м

 

 

4,3

 

Продолжение таблицы 1

Наименование

Единица измерения

Значение

Наибольшая масса буксируемого при-

 

 

цепа (по покрытым и грунтовым доро-

 

 

гам среднего качества)

кг

12000

Масса трактора:

 

 

эксплуатационная:

 

 

Беларус 80.1

кг

3770

Беларус 80.2

кг

3770

Беларус 82.1

кг

4000

Беларус 82.2

кг

4100±100

Беларус 82 Р

кг

4420 ±120

в состоянии отгрузки с завода:

 

 

Беларус 80.1

кг

3620±100

Беларус 80.2

кг

3620±100

Беларус 82.1

кг

3850±100

Беларус 82.2

кг

3950±100

Беларус 82 Р

кг

4395 ±120

Углы подъема (спуска) трактора на су-

 

 

хом незадерненном грунте:

 

 

без прицепа

град

20

с прицепом

град

12

Глубина преодолеваемого брода:

 

 

Беларус 80.1/82.1/82.2

м

0,85

Беларус 82 Р

м

1,0

Пределы температур, при которых

 

 

может эксплуатироваться трактор

°С

± 40

ДИЗЕЛЬ

Тип

Четырехтактный с непосредственным

 

 

впрыском топлива

Модель

Д-243

Мощность эксплуатационная

л.с.

78+5

 

(кВт)

(57,4+3,7)

Номинальная частота вращения ко-

 

 

ленчатого вала

об/мин

2200

Угол опережения подачи топлива (по

 

 

мениску) до ВМТ поршня дизеля

град

20±1

Число цилиндров

шт.

4

Диаметр цилиндра

мм

110

Ход поршня

мм

125

Степень сжатия

16

Рабочий объем цилиндров

л

4,75

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

Наименование

измере­ния

Значение

Система охлаждения

Жидкостная закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Система смазки

Комбинированная, с масляным радиато­ром

Топливный насос

 

 

тип

Четырехплунжерный рядный с подкачи­вающим насосом

Марка

4УТНИ

Регулятор частоты вращения

Механический, всережимный с корректо­ром

Форсунка

17.1112010-10, 171.1112010-01

Давление впрыска топлива

кгс/см2

220 - 228

 

(МПа)

(21,6 - 22,4)

Воздухоочиститель

 

Комбинированный с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очи­сткой воздуха

Система пуска

 

Электростартер, электрофакельный по­догреватель

Масса сухого дизеля без муфты сцеп-

 

430

ления

 

 

Применяемое топливо и охлаждающие жидкости

Марка топлива:

 

 

Дизельное основное:

 

 

летом - Л-0,2-40 или Л-0,2-62 ГОСТ 305-82 первого и высшего сорта;

зимой - З-0,2-35 или З-0,2-45 ГОСТ 305-82 первого и высшего сорта.

Дизельное дублирующее:

 

 

летом - Л-0,5-40 или Л-0,5-62 ГОСТ 305-82;

 

зимой - З-0,5-35 или З-0,5-45 ГОСТ 305-82.

 

При -50°С:

 

 

основное - А-0,2 ГОСТ 305-82 первого и высшего сорта;

дублирующее - А-0,4 ГОСТ 305-82.

 

 

Охлаждающая жидкость:

 

 

основная - ОЖ-40 или ОЖ-65 ГОСТ 28084-89;

дублирующая - Тосол А 40М или Тосол А 65М ТУ 6-57-48-91.

СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Муфта сцепления

Фрикционная, однодисковая, сухая, по­стоянно замкнутого типа

Понижающий редуктор

Две пары цилиндрических шестерен, уд­ваивающих число передач

Коробка передач

Механическая, 9F+2R, ступенчатая со скользящими шестернями

Наименование

Единица измере­ния

Значение

Число передач трансмиссии:

 

 

вперед

18

назад

4

Беларус 82 Р

 

 

вперед

17

назад

4

Главная передача

Пара конических шестерен с круговыми зубьями

Дифференциал заднего моста

Конический с четырьмя саттелитами

Механизм блокировки дифференциа­ла заднего моста

Фрикционная муфта с управлением от датчика

Конечные передачи

Цилиндрические шестерни с прямыми зубьями

Дополнительный бортовой редуктор заднего моста

 

 

Беларус 82 Р

Три цилиндрические шестерни с прямы­ми зубьями

Тормоза

Дисковые, сухие

Стояночный тормоз

------

Дисковый, сухой, независимый

ОСТОВ, ХОДОВАЯ СИСТЕМА

Остов трактора

Полурама

Тип ходовой системы

 

 

Беларус 80.

Колеса на пневматических шинах, задние -ведущие, передние - направляющие

Беларус 82.1, Беларус 82.2, Беларус 82 Р

 

Колеса на пневматических шинах, зад­ние - ведущие, передние - ведущие и направляющие

Размеры шин

 

 

передних колес:

 

 

Беларус 80.1

дюйм

9-20

Беларус 82.1

дюйм

11,2-20

Беларус 82.2

дюйм

360/70R24

Беларус 82 Р

дюйм

16,0-20

задних колес:

 

 

Беларус 80.1

дюйм

15,5R38

Беларус 82.1

дюйм

15,5R38

Беларус 82.2

дюйм

18,4R34 (Ф-11)

Беларус 82 Р

дюйм

18,4R34 (Ф-44)

Наименование

Единица измере­ния

Значение

Давление воздуха в шинах(в зависимости от нагрузки)

 

 

передних колес:

 

 

Беларус 80.1/80.2

кгс/см2(МПа)

1,2 - 2,6 (0,12 - 0,26)

Беларус 82.1

кгс/см2(МПа)

1,0 - 2,1 (0,10 - 0,21)

Беларус 82.2

кгс/см2(МПа)

0,8-1,6 (0,08-0,16)

Беларус 82Р

кгс/см2(МПа)

0,8 - 1,7 (0,08 - 0,17)

задних колес

кгс/см2(МПа)

1,0 - 1,8 (0,10 - 0,18)

задних колес Беларус 82Р

кгс/см2(МПа)

1,0 - 1,4 (0,10 - 0,14)

ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ (ГУР)

Тип гидроусилителя

Гидромеханический

Механизм рулевого управления

Червяк, косозубый сектор и ГУР

Тип насоса

Шестеренчатый НШ10-В-3-Л

Подача насоса

л/мин

21

Максимальное рабочее давление в систе­ме

 

 

Беларус 80.1/82.1

кгс/см2(МПа)

90-0,5 (9,0-0,05)

Беларус 82Р

кгс/см2(МПа)

100 ± 5,0 (10 ± 0,5)

ГИДРООБЪЕМНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ С ЦИЛИНДРОМ В РУЛЕВОЙ ТРАПЕЦИИ

Насос-дозатор

Героторный, с объемной постоянной 100 см3/об (160 см3/об)*

Давление настройки предохранительного клапана

кгс/см2(МПа)

140+15(14+1,5)

Давление настройки противоударных кла­панов

кгс/см2(МПа)

200+20(20+2,0)

Насос питания

производительностью 21 л/мин (28 л/мин)*

Механизм поворота

Гидроцилиндр двойного действия

Диаметр цилиндра

мм

50 (63)*

Диаметр штока

мм

25 (30)*

Ход штока

мм

200

Кран блокировки дифференциала заднего моста

Золотниковый

Давление настройки редукционного клапа­на

кгс/см2(МПа)

11,0 ± 2,0 (1,10 ± 0,20)

*    При установке ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами

Наименование

измере­ния

Значение

ГИДРОНАВЕСНАЯ СИСТЕМА

Тип гидросистемы

Универсальная, раздельно-агрегатная

Давление срабатывания предохрани-

кгс/см2

200-20

тельного клапана

(МПа)

(20-2,0)

Номинальное рабочее давление в сис-

кгс/см2

160

теме

(МПа)

(16)

Насос

Шестеренчатый НШ32А-3 или НШ32М-3

 

 

правого вращения

Привод насоса

От дизеля через приводные шестерни

 

 

ВОМ

Подача насоса, не менее

л/мин

45

Наименование

Единица измере­ния

Значение

Система аварийной звуковой сигнали­зации (для тракторов с комбинацией приборов)

 

Зуммер (при снижении давления масла в дизеле ниже допустимого или повышения температуры охлаждающей жидкости выше допустимой)

Контрольно-измерительные приборы

 

Указатель давления масла в системе смазки дизеля;

Указатель давления воздуха в пневмоси-стеме;

Указатель температуры охлаждающей жидкости дизеля; Указатель напряжения; Указатель уровня топлива; Электрический тахоспидометр со встро­енным счетчиком астрономического вре­мени работы дизеля. Возможна установка комбинации приборов. Сигнализаторы: засоренности воздухоочи­стителя, аварийного падения давления масла в дизеле, ГОРУ, давления воздуха в пневмосистеме, аварийной температуры охлаждающей жидкости в дизеле, контроля работы свечей накаливания.

Звуковой сигнал

 

Безрупорный

Штепсельная розетка для подключе­ния электрооборудования прицепных машин и переносной лампы

 

Комбинированная

Электродвигатель вентилятора отопителя

 

Мощность 90 Вт

Электрические стеклоочистители

 

 

переднего стекла

 

Пантографный, однощеточный

заднего стекла

 

Однорычажный, однощеточный

Стеклоомыватель переднего стекла

 

Одножиклерный

ЗАДНИЙ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ

Привод

Независимый I, независимый II, синхронный

Частота вращения хвостовика ВОМ в положениях привода

 

 

независимый I

об/мин

540

независимый II

об/мин

1000

синхронный:

 

 

Беларус 80.1

 

 

Беларус 82.1/82.2

об/м пути

3,5

Беларус 82 Р

об/м пути

3,6

Хвостовик сменный, количество шлицев

8 и 21

Наименование

измере­ния

Значение

МЕХАНИЗМ ФИКСАЦИИ ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТВА

Тип

Механический

ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ПРИЦЕПОВ

Тип

Пневматический, однопроводный, сблокиро-

 

кгс/см2

ванный с тормозами трактора

Давление в пневмосистеме, поддержи-

от 6,5 до 8,0

ваемое регулятором

(МПа)

(от 0,65 до 0,80)

Давление в пневмосистеме, ограничивае-

кгс/см2

8,5 - 10,0

мое предохранительным клапаном

(МПа)

(0,85 - 1,00)

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ (ПО ЗАКАЗУ)

Приводной шкив:

 

 

•механизм шкива

Конический одноступенчатый редуктор

•диаметр

мм

300

•ширина

мм

200

•привод

От заднего ВОМ

Частота вращения шкива в положениях

 

 

рычагов управления:

 

 

•независимый I

об/мин

859

•независимый II

об/мин

1590

Боковой вал отбора мощности:

 

 

•привод

Зависимый, от КП

Частота вращения при номинальном ре-

 

 

жиме дизеля:

 

 

• без понижающего редуктора

об/мин

754

• с понижающим редуктором

об/мин

570

Колеса с шинами:

 

 

тип шин - задние

Пневматическая, низкого давления

назначение

 

18,4R30 или 18,4L-30 (18,4/78-30) для дорож­но-строительных и других специальных работ 9,5-42 для пропашных работ в узких между­рядьях

16,9R38 уширенная для пропашных работ

Тягово-сцепное устройство ТСУ-3К

 

 

ширина зева крюка

мм

48

Расположение тягового крюка от грунта

 

 

• положение I

мм

775

• положение II

мм

950

Тягово-сцепное устройство ТСУ-1Ж

------

Для агрегатирования с прицепными сельхоз­машинами

Вертикальная нагрузка на прицепную вил-

 

 

ку, не более

кгс (кН)

650 (6,5)

Возможное перемещение точки прицепа:

 

 

в горизонтальной плоскости в обе сто-

 

 

роны от среднего положения

мм

до 160 мм с интервалом 80 мм

в вертикальной плоскости от грунта

мм

200 - 500 (бесступенчато)

для Беларус 82Р

мм

455 - 755 (бесступенчато)

Гидрофицированный крюк (ТСУ-2)

 

 

Наименование

измере­ния

Значение

Тип

 

Жесткий, с механической фиксацией в транспортном положении, управляемый гидросистемой трактора

Вертикальная нагрузка на крюк от

 

 

прицепа, не более

кгс (кН)

1400 (14)

Номинальное расстояние в транспорт-

 

 

ном положении от оси крюка:

 

 

• до оси ВОМ

мм

217

• до торца ВОМ

мм

160

Зев крюка

мм

55

Внутренний диаметр петли дышла

 

 

прицепа

мм

70

Автоматическая сцепка

 

 

Тип

СА-1

Разрывные муфты с кронштейном в

Для предохранения шлангов от разрывов

сборе (назначение)

 

при осевых усилиях

Шланги сцепки (назначение)

 

Для соединения гидросистемы трактора с гидросистемой сельскохозяйственных машин

Ходоуменьшитель

------

Механический МХУ-0,5; гидромеханический ГХУ-0,5 (приобретается потребителем)

Предпусковой подогреватель

Парожидкостной ПЖБ-200Г

Грузы дополнительные, передние

шт.

10

• Масса одного груза

кг

20 или 45

Пневмопереходник

Для привода гидротормозов прицепа

Сменный хвостовик заднего ВОМ

 

 

Ограждение хвостовика заднего ВОМ

 

 

Проставка для сдваивания колес

 

 

ПЕРЕДНИЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАКТОРОВ МТЗ-82.1/82.2, МТЗ-82Р

Привод

От раздаточной коробки двумя кардан­ными валами с промежуточной опорой

Главная передача

------

Пара конических шестерен с круговыми зубьями

Дифференциал

 

Конический, самоблокирующийся с пла­вающей крестовиной и фрикционными муфтами

Конечные передачи

Колесные редукторы с двумя конически­ми парами*)

 

 

Карданные валы

Универсальные со шлицевым соедине­нием в промежуточной опоре

Раздаточная коробка

Редуктор с цилиндрическими шестерня­ми, с муфтой свободного хода

Механизм блокировки и отключения

Передвижная зубчатая муфта

муфты свободного хода

 

 

Промежуточная опора

С двумя скользящими фланцами, с пре­дохранительной муфтой