(8352)745588, 744940
(8352)745852, 737046

Настройка трактора

Регулировка колеи трактора
6.7.2.1. Без гидроцилиндра в руле­вой трапеции (тракторы с ГУР)
Колея передних направляющих колес трактора Беларус 80.1/80.2 может из­меняться в пределах от 1350 до 1850 мм, задних ведущих - от 1400 до 1600 мм и от 1800 до 2100 мм.
Колея передних колес тракторов Беларус 80.1/80.2 регулируется с ин­тервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположе­нии колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции (рис. 16):
а) поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;
б) ослабьте болты (1), выньте пальцы (2) крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
в) передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак (одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы (3) в наконечниках (5), предварительно отвернув контргайки (4)) на величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего закрепите кулаки в трубе передней оси;
г) опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте схождение колес.
Колея передних колес тракторов Беларус 82.1, оборудованных ПВМ с коническими редукторами, регу­лируется бесступенчато винтовым ме­ханизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 17) в трех ин­тервалах (рис. 18): 1350-1500 мм, 1500-1600 мм, 1600-1800 мм. Для получения требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относитель­но диска так, как показано на рис.18. Для колес с постоянным вылетом дис­ка колея регулируется бесступенчато в интервале 1400...1700 мм. Для изменения колеи поднимите пе­реднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние коле­са затормозите, после чего (рис.17):
а) отверните болты и снимите крышку (2);
б) освободите клинья (3) рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы обеспечить свободное перемещение корпусов конических пар. Вращением регулировочного винта (1) с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редук- торов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочноговинта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. После изменения колеи отрегулируйте сходимость передних колес.
С гидроцилиндром в руле­вой трапеции
Перестановка гидроцилиндра при изменении колеи
Для обеспечения равных углов поворота колес влево-вправо должно соблю­даться соответствие установки конус­ного пальца гидроцилиндра в отвер­стиях кронштейна и величины выдвижки редукторов направляющих колес.
Выдвижка поворотных кулаков и пере­становка гидроцилиндра производится ступенчато через 50 мм.
ГОРУ с цельной рулевой тягой (тракторы с УК) (рис. 18б)
Выдвижку правого редуктора (размер Апр) установите равной выдвижке ле­вого редуктора (размер Ал).Установка колеи трактора Беларус 82.1, оборудованного ПВМ с кониче­скими колесными редукторами Колея передних колес на тракторе с гидрообъемным рулевым управлени­ем регулируется ступенчато: выдви­жением корпусов верхних конических пар с перестановкой цилиндра в от­верстиях кронштейна и переворотом колес с перестановкой с борта на борт. ВАЖНО! При перестановке колес обратите внимание на то, чтобы направление вращения совпало с направлением стрелки на боковине шины.____
При регулировке колеи выдвижением корпусов конических пар следите за тем, чтобы левый и правый корпуса были выдвинуты на одинаковую вели­чину. Расстояние между отверстиями под установку пальца цилиндра в кронштейне равно 55 мм, что обеспе­чивает изменение колеи с интервалом 110 мм в сторону уменьшения или увеличения от среднего положения.
ВНИМАНИЕ! После изменения колеи обязательно отрегулируйте схождение передних колес и затяните гайки крепления колес к ступицам моментом 200...250 Н»м, гайки крепления дисков к кронштейнам обода моментом 180...240 Н»м._____________________
Установка колеи передних колес тракторов, оборудованных ПВМ с планетарно-цилиндрическими ре­дукторами конечных передач (Бела­рус 82.2).
Колея трактора по передним колесам регулируется в пределах 1420...1970 мм за счет перестановки колес и изменения взаимного расположения дисков и ободьев колес.
Для регулировки колеи выполните следующие операции:
• Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес;
• Поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно пе­редние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
• Снимите передние колеса;
• Отверните гайки крепления обода колеса к диску.
В зависимости от требуемой колеи ус­тановите соответствующее взаимное расположение обода и диска так, как показано на схеме справа.
При этом обратите внимание на то, чтобы направление вращения колес совпадало с направлением стрелки на боковине шины.
При перестановке колес затяните гай­ки крепления дисков к фланцам мо­ментом 200...250 Нм, гайки крепления дисков к ободам - 180...230 Нм.
Регулировка схождения передних колес (тракторы с ГОРУ) После изменения ширины колеи пе­редних колес отрегулируйте схожде­ние путем изменения длины рулевой тяги (рис. 18г).
1. Установите требуемое давление в шинах (см. рекомендации п. 6.9.3).
2. На ровной площадке проедьте на тракторе в прямом направлении не менее 3 м и остановитесь.
Включите стояночный тормоз.
3. Проверьте, чтобы корпуса колесных редукторов (тракторы с ПВМ) или поворотные кулаки (тракторы Бела-рус-80.1/80.2 (2х4)) были выдвинуты на одинаковую величину "Б" из кор­пуса ПВМ или трубы передней оси соответственно.
4. Замерьте расстояние "В" между двумя противоположными точками на закраине обода, сзади передней оси на высоте оси колес.
5. Переместите трактор вперед так, чтобы передние колеса поверну­лись примерно на 180°, затем за­мерьте расстояние "А" спереди пе­редней оси, между теми же точка­ми, как и при измерении размера "В". Схождение правильное, если измерение "А" на 0-8 мм меньше измерения "В".
Если схождение не соответствует этим значениям, проделайте сле­дующее:
6. Отпустите гайки (1), (3) регулиро­вочной трубы (2) рулевой тяги.
7. Вращая трубу, установите требуе­мый размер схождения.
8. Затяните гайки (1), (3)
а) поддомкратьте заднюю часть трактора до отрыва колес от грунта. Отверните гайки (1) крепления диска кступице и снимите колесо;
б) поверните ступицу так, чтобы вкладыш (3) был внизу;
в) отверните четыре болта (2) крепления вкладыша к ступице настолько, чтобы зубья вкладыша вышли из зацепления с зубьями полуоси и очистите от грязи;
г) переместите ступицу до получения требуемой колеи, после чего болты (2) крепления вкладыша затяните моментом 28...30 кгсм; установите на место колесо, затяните гайки (1) крепления колеса моментом 30...35 кгсм.
д) установите в требуемое положение второе колесо.
Тракторы Беларус 82Р имеют нере­гулируемую колею 1900 мм по перед­ним и задним колесам.

Колея задних колес, мм

1350*     1400      1500      1600

1800      1900     2000     2100

Расстояние "а" от торца полуоси до торца ступи­цы заднего колеса, мм

бесступенчато

бесступенчато с перестановкой колес

125       100       50         0

164       114       64        14

Эксплуатация пневматических шин
Выполняйте следующие основные пра­вила эксплуатации пневматических шин:
а) точно соблюдайте нормы внутреннего давления воздуха в шинах (табл.4);
б) не допускайте работы трактора со значительной пробуксовкой веду щих колес; строго соблюдайте требования по вариантам сочетания передних и задних шин тракторов с ПВМ (табл. 5а, 5б);
в) при неравномерном износе протектора покрышек периодически переставляйте шины с правой стороны на левую и обратно;
г) соблюдайте правила монтажа и демонтажа шин;
Для шин с символом скорости А6 нагрузки указаны для скорости 30 км/ч. Для шин с символом скорости А8 нагрузки указаны для скорости 40 км/ч.Допускаемые изменения нагрузки на шины направляющих и ведущих колес в зависимости от скорости.

25

+15

+28

30

0

+11

35

-10

+4

40

-20

0

45

-

-7

* Для шин с нормой слойности 6 и более внутреннее давление должно быть увеличено на 25%.

При применении шин с нормой слойности 6 и более на фронтальных погрузчиках допускает­ся увеличение нагрузки на шину до 100% только в режиме загрузки.

 

Скорость, км/ч

Изменение нагрузки,%, на шины ведущих колес с символом скорости

А6 (30 км/ч)

А8 (40 км/ч)

10*

+40

+50

15

+30

+34

20

+20

+23

25

+7

+11

 

 


Передние шин 

360/70R24

13 6 20

11,2R24

18,4R34 мод. Ф11

в

15,5R38

в

16,9R30

 

в

9,5-42

 

в

Варианты сочетания передних и задних шин для трактора «Беларус-82.1» (с портальным ПВМ)
д) предохраняйте шины от попадания на них топлива, масла и других нефтепродуктов;
е) ежедневно осматривайте шины, очищайте покрышки от посторонних предметов, застрявших в протекторе;
ж) не допускайте работу и стоянку трактора на поврежденных и спущенных шинах;
з) соблюдайте правила вождения трактора;
и) при длительных перерывах в работе устанавливайте подставки под трактор так, чтобы шины не касались грунта.
к) накачивание шин производите через клапан отбора воздуха ре­гулятора давления (1) (рис. 20), выполнив следующее операции:
• выпустите воздух из баллона (3) через клапан удаления кон­денсата;
• отвинтите гайку-барашек (2) штуцера клапана отбора воз­духа;
• присоедините шланг для на­качки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю шины;
• включите компрессор и нака­чайте шину до требуемого давления, контролируя его шинным манометром;
ВАЖНО! При повышении давления в баллоне до 7,7 кгс/см2 компрессор переключается регулятором давления на холостой ход и накачка шин автоматически прекращается. Поэтому периодически контролируйте давление воздуха по указателю давления на щитке приборов и, если необходимо, снижайте его через клапан удаления конденсата.
• отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана от­бора воздуха;
• выключите компрессор и на­винтите гайку-барашек на штуцер клапана отбора возду­ха.
ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется балластировать передние шины, поскольку это ухудшает управляемость трактора.
В холодное время рекомендуется применять смесь хлористого каль­ция с водой из расчета:

Температура окру­жающей среды, °С

Количество хлори­стого кальция, г/л воды

до -15°С до -25°С до -35°С

200

300 435

В холодное время рекомендуется применять смесь хлористого каль­ция с водой из расчета:

Температура окру­жающей среды, °С

Количество хлори­стого кальция, г/л воды

до -15°С до -25°С до -35°С

200

300 435

Это обеспечивает низкую темпера­туру замерзания, увеличение плот­ности раствора и дает безопасный и экономичный балласт. При пра­вильном его использовании он не приводит к повреждению шин, ка­мер или ободов.
При заполнении шины раствором хлористого кальция в воде вентиль шины должен находиться в наи­высшей точке колеса. В таблице ниже приведены объе­мы раствора, заливаемого в задние шины:
ВАЖНО! Радиальные шины долж­ны заполняться жидким балластом до объема не более 40.50%. При большем заполнении останется объем воздуха недостаточный для поглощения ударов, что может привести к повреждению шины. Это обусловлено более низким давлением воздуха для радиаль­ных шин. Диагональные шины можно заполнять до 75% объема.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: При смешивании раствора необходимо добавлять хлопья хлористого кальция в воду и перемешивать раствор до полного растворения хлористого кальция CaCl2. Никогда не добавляйте воду в хлористый кальций. При подготовке раствора носите защитные очки. В случае попадания раствора в глаза немедленно промойте их чистой водой в течение 5 мин. Как можно скорее обратитесь за медицинской помощью.__________________________
Весовые ограничения
Для достижения оптимальных показа­телей надежности силовой передачи и эффективных тяговых качеств макси­мальная балластированная масса трактора (базовый трактор с баллас­том и навешенным оборудованием) не должна превышать 7000 кгс при колее передних и задних колес 1600 мм.
Максимально допустимая нагрузка на задний мост (с балластом и навешен­ным оборудованием) должна быть не более 5000 кгс.
Максимальная нагрузка на переднюю ось (передний мост) не должна быть более грузоподъемности шин и не превышать 1750 кгс.
При установке колеи свыше 1800 мм нагрузки на мосты должны быть сни­жены из расчета 5% на каждые 100 мм увеличения колес.
В случае сдваивания колес и их сум­марную грузоподъемность необходи­мо уменьшить на 20%.
Навешивание сельскохозяй­ственных машин на трактор. Регу­лировка навесного устройства для рабочего и транспортного положе­ний
Навешивание машин на трактор осуще­ствляйте посредством автоматической сцепки СА-1, присоединяемой к навес­ному устройству трактора в трех точках (два задних шарнира продольных тяг и задний шарнир центральной тяги). Для предохранения от случайного са­мопроизвольного отсоединения ма­шины от трактора зафиксируйте со­бачку замка автоматической сцепки пружинным шплинтом. При этом убе­дитесь, что при подъеме машины в транспортное положение обеспечива­ется зазор не менее 70 мм между кар­данным валом и поперечиной. Присоединение полунавесных машин (картофелеуборочные комбайны ККУ-2, ККУ-2А, картофелекопатель-валкоук-ладчик УКВ-2) осуществляйте при по­мощи специальной поперечины, прила­гаемой к машине и соединяемой с шар­нирами продольных тяг. При этом также убедитесь, что при подъеме машины в транспортное положение должен обес­печиваться зазор не менее 70 мм меж­ду карданным валом и поперечиной. Ограничение высоты подъема произ­водите подвижным упором 1 (рис.21), который воздействует на шток гидро­механического клапана 2 при подъеме навески, который, в свою очередь, за­пирает штоковую полость цилиндра. После навешивания производите ус­тановку машины в горизонтальное по­ложение с помощью изменения длины правого раскоса и центральной тяги. Не регулируйте левый раскос при работе с навесными орудиями, длина его должна быть постоянной и равной 475 мм. Окончательную регу­лировку и установку навешенной ма­шины производите в поле (на пахоте при проходе третьей борозды, на дру­гих работах - при первом проходе).
При соединении трактора с широкоза­хватными машинами вилки 5 и 23 (рис. 22) раскосов навесного устрой­ства трактора соедините с продольны­ми тягами по прорезям, что обеспечит лучшую приспособляемость рабочих органов к рельефу почвы по ширине захвата. На работе, когда не использу­ется силовое регулирование, цен­тральную тягу установите в нижнее отверстие серьги 30. Следите, чтобы контргайки раскоса, ограничительных цепей и центральной тяги были надежно затянуты: ослабле­ние затяжки контргаек может привести к нарушению регулировки навесного устройства и обрыву резьбы. При подготовке трактора с орудием к дальним переездам для улучшения проходимости агрегата укоротите цен­тральную тягу 24.
В кронштейны 6 ввернуты регулиро­вочные болты 8, которые обеспечива­ют натяжение цепей при подъеме ору­дия в транспортное положение для уменьшения раскачивания его в попе­речной плоскости.
Регулировку болтов 8 проводите, со­блюдая следующий порядок:
а) присоедините орудие к шарнирам продольных и центральной тяг. Ввинтите регулировочные болты 8 в кронштейны до отказа;
б) приподнимите орудие так, чтобы его рабочие органы не касались земли;
в) отрегулируйте длину ограничительных цепей вращением стяжек так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в соответствии с руководством по эксплуатации орудия. Для навесных плугов свобода качания в горизонтальной плоскости должна быть 125 мм в каждую сторону от среднего положения;
г) отрегулируйте длину правого раскоса на заданную глубину обработки (при работе с плугами);
д) поднимите машину в транспортное положение; вывинчивая болты 8 из кронштейнов, натяните цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более 20 мм в обестороны;
е) надежно закрепите болты 8 контргайками.
Каждое изменение длины правого раскоса сопровождайте регулировкой болта правого кронштейна для обес­печения самоблокировки ограни­чительных цепей.
При междурядной обработке, севе, а также при работе с использованием тягово-сцепного устройства ТСУ-1Ж продольные тяги навесного уст­ройства полностью блокируйте от по­перечных перемещений во избежание повреждения растений или раскачива­ния орудия. Блокировку осуществляй­те путем возможного укорочения дли­ны цепей в пределах существующей регулировки; в этом случае регулиро­вочные болты ввинтите в кронштейн до отказа.
Нарушение указанного порядка может привести к обрыву ограничительных цепей или другим поломкам. Во избе­жание самопроизвольного опускания заблокируйте навесное устройство с агрегатируемой машиной в транс­портном положении, для чего:
Для трактора с малогабаритной кабиной:
а) откройте заднее окно трактора;
б) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение, установив рукоятку распределителя в позицию "подъем". Упор 10 гидромеханического клапа­на гидроцилиндра должен нахо­диться в крайнем заднем положе­нии на штоке гидроцилиндра;
в) опустите рукоятку 13, а вместе с ней и механизм фиксации, в нижнее положение;
г) поставьте рукоятку распределителя в "плавающее" положение. Под действием навешенного орудия поворотный рычаг 12 повернется и зуб должен войти в контакт с захватом 1.
Для разблокирования навески проде­лайте следующее:
а) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение, установив рукоятку распределителя в позицию "подъем";
б) поднимите рукоятку 13 в верхнее положение.
Для трактора с УК блокирование и разблокирование навески произво­дится аналогично, при этом подъем и опускание навески производите руко­яткой регулятора (правым рычагом распределителя на тракторах без си­лового регулятора), а подъем и опус­кание механизма фиксации — переме­щением рычага 40 (рис. 3б) в крайнее левое или правое положение.
Управление гидросистемой и навесным устройством с использо­ванием распределителя
На тракторах без силового регулятора управление навесным устройством осуществляется правым крайним ры­чагом распределителя.
Работая с навесными машинами, име­ющими опорные колеса, используйте только положение рукояток "подъем" и "плавающее".
Устанавливать рукоятку в поло­жение "опускание" при работе с на­весными почвообрабатывающими машинами запрещается!
Пользуйтесь позицией "опускание" только при управлении выносными ци­линдрами, установленными на маши­не и предназначенными для регули­рования положений рабочих аппара­тов (мотовило, хедер, сошники и т.д.) уборочных, посевных и других машин. Если после окончания хода цилиндра рукоятка распределителя автоматиче­ски не возвращается в "нейтраль", вы­ведите ее вручную. И, наоборот, при преждевременном возврате рукоятки придерживайте ее рукой до полного выполнения операции.
Управление навесным уст­ройством с использованием сило­вого (позиционного) регулятора
Силовое регулирование
Применение силового способа регули­рования обеспечивает наибольшее повышение производительности на энергоемких сельскохозяйственных операциях: пахоте, глубоком рыхле­нии, культивации при агрегатировании с навесными сельскохозяйственными машинами.
На пахоте с плугами ПНЗ-35Б, ПЛН-3-35 опорное колесо плуга поднимайте в крайнее верхнее положение.
При выполнении пахоты на неболь­шую глубину (менее 20-23 см) в усло­виях, когда плотность почвы по длине гона меняется в значительных преде­лах (песок-глина), опускайте опорное колесо плуга, чтобы ограничить макси­мальную глубину на участках с малой плотностью почвы.
На сплошной культивации и при глу­боком рыхлении при агрегатировании трактора с сельхозмашинами, имею­щими два опорных колеса в плоскости измерения ширины захвата, опорные колеса устанавливайте в требуемое по высоте положение с тем, чтобы ис­ключить поперечные перекосы сель­скохозяйственной машины, неравно­мерные нагрузки на крайние (слева и справа) рабочие органы.
При подготовке агрегата к работе с ис­пользованием силового способа регу­лирования проделайте следующее:
1. Установите центральную тягу навес­ного устройства на верхнее отверстие серьги 30 (рис. 22).
2. Соедините навесную машину с на­весным устройством трактора.
4. На широкозахватных машинах про­изводите регулировку по высоте опорных колес и рабочих органов. При агрегатировании с плугами поднимите опорное колесо в верх­нее положение.
Правила и приемы работы
В начале гона опустите навесную ма­шину, повернув рукоятку 1 (рис. 25) вперед по сектору 3. Чем дальше впе­ред будет установлена рукоятка, тем больше глубина обработки почвы.
При повороте рукоятки 1 на себя по сектору 3 глубина будет уменьшаться. После настройки на требуемую глуби­ну ограничитель 2 подведите по пазу пульта до упора в рукоятку и зафикси­руйте.
В конце гона для выглубления орудия рукоятку 1 установите в положение "подъем" — на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в по­ложение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3).
В начале каждого последующего гона опускание орудия производите пово­ротом рукоятки 1 вперед по сектору 3 до упора в ограничитель 2.
В конце гона для выглубления орудия рукоятку 1 установите в положение "подъем" — на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в по­ложение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3).
В начале каждого последующего гона опускание орудия производите пово­ротом рукоятки 1 вперед по сектору 3 до упора в ограничитель 2.
Особенности эксплуатации
При работе на пахоте в случаях, когда фактически получаемая максимальная глубина меньше требуемой, цен­тральную тягу 1 навесного устройства переставьте на среднее отверстие II серьги 2 (рис.26).
При выполнении сплошной культива­ции или глубокого рыхления на почвах с переменной плотностью по длине го­на или по ширине захвата в тех случа­ях, когда работа сопровождается по­вышенным числом автоматических коррекций положения культиватора, также переставьте центральную тягу на среднее отверстие для уменьше­ния числа коррекций.
При работе на силовом методе регу­лирования как на пахоте, так и на культивации произведите настройку маховичка скорости коррекций 2 (рис. 24). При вращении маховичка по ча­совой стрелке скорость коррекций уменьшается, при вращении против часовой стрелки — увеличивается.
Настройку маховичка производите по­сле окончания регулировок плуга (культиватора), при этом, поворачивая маховичок, добейтесь плавного авто­матического регулирования глубины в процессе работы.
Не заворачивайте маховичок по часо­вой стрелке до упора, так как это при­ведет к чрезмерно медленному подъе­му сельскохозяйственной машины и вызовет повышенное буксование ве­дущих колес трактора.
Настройку маховичка скорости коррек­ций и выбор отверстия в серьге при ус­тановке центральной тяги проводите для конкретных почвенных условий каж­дого типа сельхозмашин. Переналадок в процессе работы не требуется.
Позиционное регулирование
При использовании позиционного спо­соба регулирования регулятор гидро­системы обеспечивает установку руко­яткой управления 1 (рис. 25) желаемо­го положения сельскохозяйственной машины относительно остова тракто­ра и автоматическое поддержание этого положения в работе.
Использование позиционного регули­рования на почвообработке с навес­ными плугами, культиваторами для сплошной и междурядной обработки почвы, а также на глубоком рыхлении рекомендуется в условиях ровного ре­льефа полей.
На широкозахватных машинах, агре-гатируемых с трактором, при работе на позиционном режиме регулирова­ния необходимо использовать опор­ные колеса в целях исключения попе­речных перекосов сельскохозяйствен­ной машины, улучшения прямолиней­ности движения агрегата и создания лучших условий для копирования рельефа в поперечном (относительно движения трактора) направлении.
При подготовке агрегата к работе с ис­пользованием позиционного способа регулирования проделайте следую­щее:
1. Соедините навесную машину с на- весным устройством трактора.
2. Поднимите навесную машину в верхнее (транспортное) положение.
3. Включите позиционный способ ре­гулирования, для чего переключатель 1 (рис. 27) введите в паз позиционного рычага 4 поворотом его вправо (по ходу трактора).
4. Маховичок скорости коррекций 2 поверните против часовой стрелки до упора, установив максимальную ско­рость подъема при автоматических коррекциях положения.
Правила и приемы работы
Установите навесное орудие в требуе­мое положение. Опускание произво­дите поворотом рукоятки 1 (рис. 25) вперед по сектору 3. Чем дальше впе­ред будет установлена рукоятка, тем ниже опустится орудие, и наоборот, чем дальше по сектору на себя будет повернута рукоятка, тем орудие под­нимется выше.
После установки орудия в требуемое положение по высоте ограничитель 2 подведите до упора в рукоятку и за­фиксируйте.
В конце гона для подъема орудия в транспортное положение рукоятку 1 поверните на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в по­ложение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3).
Высотное регулирование
Высотное регулирование может быть применено при агрегатировании трак­тора с навесными орудиями, имеющи­ми опорные колеса. Оно заключается в том, что заданная глубина обработки обеспечивается установкой определен­ной высоты опорного колеса агрегати-руемой с трактором сельхозмашины.
При высотном регулировании пере­ключатель 1 (рис. 27) установите в среднее положение (N). Для подъема орудия рукоятку 1 (рис. 25) поверните на себя до упора и удерживайте до окончания подъема, после чего руко­ятка должна самопроизвольно возвра­титься в положение "транспортная нейтраль" (до упора ролика 4 в сектор 3). Опускание производите перемеще­нием рукоятки 1 вперед в зону регули­рования (ролик 4 накатывается на сектор 3) до начала опускания орудия.
Устанавливать рукоятку 1 в положе­ние "принудительное опускание" (впе­ред до упора) при работе с навесными орудиями запрещается.
Пользуйтесь положением "принуди­тельное опускание" только при при­соединении орудия к навесному уст­ройству трактора. Для принудительно­го опускания рукоятку 1 поверните в крайнее переднее положение. После отпускания рукоятки она должна под действием пружины 5 вернуться в зо­ну регулирования, а опускание навес­ного устройства должно прекратиться.
Регулировка управления си­ловым (позиционным) регулятором
Регулировку управления регулято­ром производите следующим образом:
1. Снимите крышку бокового пульта.
2. Отрегулируйте длину тяги 16 (рис. 28) так, чтобы при переводе рукоят­ки назад (по ходу трактора) между резиновым роликом на этой рукоят­ке и краем сектора образовался за­зор, равный 18-24 мм (см. рис. 25).
Регулировку позиционной тяги про­изводите следующим образом:
а) установите переключатель 1 в среднее положение;
б) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение;
в) отрегулируйте длину тяги 4 так,чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз позиционного рычага 2, после чего укоротите тягу 4 на 1 оборот регулировочных гаек;
Регулировку силового датчика про­изводите следующим образом:
а) установите переключатель в среднее положение;
б) снимите центральную тягу 10 навесного устройства,установите палец 11 центральной тяги на верхнее отверстие серьги 9;
в) с помощью дополнительного рычага 8 поверните серьгу вокруг пальца 13 по направлению стрелки "А" до полного сжатия пружин 15. После снятия нагрузки с рычага серьга должна возвратиться в исходное положение, при этом ход датчика, замеренный по перемещению силовой тяги 5, должен составлять не менее 11 мм;
г) убедившись в исправности датчика, расшплинтуйте корончатую гайку 12, заверните ее до начала поджатия пружин датчика, затем дополнительно подтяните на 1/2 1/3 оборота до совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт и зашплинтуйте.
Регулировку силовой тяги произво­дите после регулировки силового дат­чика:
а) установите переключатель 1 в среднее положение (см. рис. 28);
б) с помощью дополнительного рычага создайте усилие, обеспечивающее поворот серьги в крайнее положение (по направлению стрелки "А");
в) удерживая рычаг в отжатом положении (по стрелке "А"), проверьте возможность ввода выступа переключателя 1 в паз силового рычага 3. Если это не удается, отрегулируйте длину тяги 5 так, чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз силового рычага ;
г) укоротите тягу 5 на 1 оборот регулировочных гаек .
При навешенном на трактор сельско­хозяйственном орудии применение специального дополнительного рыча­га для регулировки силовой тяги не требуется. В этом случае достаточно приподнять орудие над поверхностью площадки, на которой стоит трактор, при этом масса орудия создаст необ­ходимое растягивающее усилие на силовой датчик через центральную тягу. Следует помнить, что при этом центральная тяга должна быть уста­новлена на верхнее отверстие серьги навесного устройства. Орудие при­поднимайте только до отрыва от зем­ли.
Особенности работы трактора с машинами, требующими привода от заднего ВОМ
Общие рекомендации:
а) до присоединения машины к трактору убедитесь в правильности регулировки управления задним ВОМ ;
б) установите и надежно зафиксируйте необходимый (8- или 21 шлицевой) хвостовик ВОМ и включите соответствующий ему привод частоты вращения, при этом для 8-шлицевого хвостовика устанавливайте 540 об/мин, а для 21-шлицевого —1000 об/мин. Для замены хвостовика ВОМ проде­лайте следующее: отверните четыре гайки, снимите защитный кожух и пли­ту; отверните шесть болтов, крепящих стопорную пластину 1 (рис. 29), сни­мите стопорную пластину 1 и выньте хвостовик 2; установите другой хвос­товик в расточку и зафиксируйте его стопорной пластиной 1, заверните шесть болтов; установите плиту, кожух и закрепите их гайками.
Включайте независимый привод ВОМ на минимальных оборотах дизеля или при остановленном дизеле.
Включение синхронного привода ВОМ производите при работающем дизеле при плавном включении муфты сцеп­ления.
При работе трактора без использова­ния ВОМ рычаг управления ВОМ обя­зательно установите в положение "ВОМ выключен", муфту переключе­ния двухскоростного привода ВОМ — в положение 1 (на 540 об/мин), а ры­чаг переключения с независимого на синхронный привод ВОМ — в среднее (нейтральное) положение;
в) смажьте солидолом вал и трубу телескопического соединения карданной передачи. Установите шарнир карданной передачи на хвостовик ВОМ, надежно закрепите его в фиксаторной канавке. Убедитесь, что вилки шарниров промежуточного (телескопического) вала лежат ушками 2 в одной плоскости. Несоблюдение указанного требования вызывает перегрузки карданной передачи и ВОМ;
г) установите кожух карданного вала сельхозмашины;
д) после установки карданной передачи убедитесь, что отсутствует упирание элементов телескопического соединения карданной передачи при крайних положениях машины относительно трактора; минимальное перекрытие телескопической части карданной передачи должно составлять 110-120 мм, так как при меньшей величине перекрытия возможно размыкание передачи.
Длина пружины 1 предохранительной муфты сельскохозяйственной машины (рис. 31) должна быть отрегулирована так, чтобы при перегрузках кулачко­вые муфты 2 и 3 поворачивались одна относительно другой. Чрезмерная за­тяжка пружины приводит к несрабаты­ванию муфты и перегрузкам кардан­ной передачи и ВОМ;
е) включение и выключение ВОМ производите плавно, без рывков, на малой частоте вращения коленчатого вала дизеля;
ж) перед запуском проверьте работу машины на малой и максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля;
Движение трактора при включенном синхронном приводе ВОМ допускается со скоростью не более 8 км/ч;
з) выключайте ВОМ на поворотах агрегата (для прицепных машин), а также при подъеме машины в транспортное положение (для навесных и полунавесных);
и) после отцепки машины от трактора не оставляйте на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи;
к) при установке на заднюю крышку ВОМ приводного шкива , а также редукторов привода спецмашин (хлопководческих, экскаваторов и др.) следите, чтобы они были отцентрированы относительно хвос­товика (посажены в расточку 0162 мм на задней крышке), а гайки их крепления надежно завинчены. При работе с ротационными машина­ми для обработки почвы:
а) следите за исправностью и нормальной работой предохранительных устройств;
б) не включайте ВОМ при опущенном на почву рабочем органе;
в) опускание машины с вращающимися рабочими органами производите плавно при движении трактора;
г) не включайте ВОМ при угле преломления в одном из шарниров карданной передачи более 35 градусов;
д) при работе на твердых почвах производите обработку поперечных полос для въезда в загон, только после этого обрабатывайтеполе в продольном направлении. Работа с прицепами и прицеп­ными машинами
Одноосные машины сцепляются с трактором посредством ТСУ-2 (гидро­крюка), прицепные — через ТСУ-ЗК (буксирное устройство с автоматом сцепки). Транспортирование машин с помощью ТСУ-1Ж (поперечина) допус­кается при скорости до 15 км/ч, не ре­комендуется использовать на дорогах общего назначения, а только при вы­полнении сельхозработ.
ВНИМАНИЕ! При подсоединении к трактору пневмосистемы прицепов затормозите трактор стояночным тормозом для сброса давления в соединительной магистрали.
При работе с одноосными прицепны­ми машинами устанавливайте допол­нительные грузы для догрузки перед­ней оси трактора.
Двухосные прицепы сцепляются с трактором при помощи ТСУ-ЗК (сцепка их с вилкой ТСУ-1 Ж не допускается). После сцепки трактора с прицепом убедитесь в полном выходе фиксато­ра из корпуса и соедините прицеп с трактором с помощью страховочной цепи (троса).
При установленном на трактор буксир­ном устройстве запрещается присое­динять к нему полуприцепы (одноосные прицепы), а также двухосные прицепы, имеющие нестандартные дышла.
Категорически запрещается поль­зоваться задней навеской при ус­тановленном на трактор буксир­ном устройстве!
Прицепы работают на скоростях трак­тора в зависимости от дорожных усло­вий. С прицепами 2ПТС-4-887А с ку­зовами емкостью 20 и 45 м. куб. допу­скается работать на скоростях до 15 км/ч, так как они обладают меньшей устойчивостью. Избегайте крутых по­воротов этих прицепов и разбрасыва­теля 1РМГ-4 для предотвращения по­вреждения крыльев задних колес.
Петля прицепов (2ПТС-4-785А и др.) должна быть зафиксирована от про­ворачивания во избежание ее защем­ления.
При работе вилка ТСУ-1 Ж должна быть закреплена на поперечине при­цепного устройства двумя штырями. Работа с вилкой, закрепленной одним штырем, запрещается.
Перед работой убедитесь в том, что штыри и шкворень вилки прицепного устройства надежно зашплинтованы. Все сигнальные устройства прицепов (стоп-сигнал, указатели поворота, ос­вещение номерного знака) включайте через установленную на тракторе штепсельную розетку.
Управление тормозами прицепов с пневматическим или гидравлическим приводом осуществляйте с помощью пневмосистемы трактора.
Применение дополнительно­го оборудования
В качестве дополнительного оборудо­вания на тракторе может устанавли­ваться задний приводной шкив, боко­вой ВОМ, дополнительные грузы для догрузки передней оси, ходоуменьши-тель, сцепка автоматическая СА-1, проставка для установки сдвоенных задних колес и др. оборудование.
Задний шкив устанавливается на крышку редуктора заднего ВОМ и при­водится во вращение шлицевым хвос­товиком ВОМ. Во избежание дефор­мации хвостовика ВОМ в обязатель­ном порядке обеспечьте установку корпуса на четыре шпильки с центри­рованием фланца в крышке ВОМ по 0 122 мм. Включение и выключение шкива осуществляйте рычагом управ­ления ВОМ.
Боковой ВОМ устанавливается вместо левой крышки КП с выводом управ­ления в кабину. Может быть использо­ван для дополнительного привода ме­ханизмов и рабочих органов машин фронтальной и боковой навесок.
Дополнительные грузы общей массой 220 или 510 кг устанавливаются на специальный кронштейн, который кре­пится к переднему брусу трактора.
Для обеспечения возможности ис­пользования трактора с машинами, требующими пониженных скоростей, может устанавливаться ходоуменьши-тель. С помощью ходоуменьшителя дополнительно понижаются скорости трактора на I и II передачах переднего и заднего хода. Пределы регу­лирования пониженных скоростей движения тракторов Беларус 80.1/80.2 82.1/82.2 указаны в таблице 6.
Тип ходоуменьшителя:
• механический (МХУ);
• гидромеханический (ГХУ);
Гидромеханический ходоуменьшитель позволяет получить бесступенчатый ряд скоростей.
Для установки ходоуменьшителя на трактор выполните следующее:
1. Слейте масло из корпусов силовой передачи.
2. Снимите сервоустройство и тягу управления муфтой сцепления.
3. Снимите крышку левого люка КП.
4. Освободите шестерню 5 (рис. 32), переместив пружинное кольцо 4 назад до упора в бурт вала 1.
5. Установите прокладку и ХУ на ле­вый люк КП, обратив внимание на точность попадания вилки в паз шестерни включения ХУ, закрепи­те его болтами. Под болты, прохо­дящие через масляную полость ХУ, установите медные шайбы вместо пружинных.
6. Установите маслозаборник.
7. Установите тягу включения ХУ, пропустив ее в отверстие под тягу управления боковым ВОМ в полу кабины.
8. Установите стержень управления дросселем, пропустив его в отвер­стие в полу кабины (отверстие не­обходимо заранее просверлить в подходящем месте).
9. Установите сервоустройство и тягу управления муфтой сцепления и отрегулируйте.
10. Залейте масло до уровня кон­трольной пробки и добавьте еще 10 л.
При установленном ХУ для начала движения выключите муфту сцепле­ния, включите требуемую передачу, затем ХУ, переместив тягу управления вниз, отпустите педаль сцепления и, вращая ручку дросселя, задайте нуж­ную скорость движения. Для переклю­чения передач снизьте обороты дизе­ля, установив дроссель в исходное положение и отвинтите на четыре оборота, выжмите педаль сцепления, включите передачу, отпустите педаль сцепления и задайте нужную скорость дросселем и подачей топлива.
Кроме изложенной информации по ис­пользованию ХУ пользуйтесь инструк­цией по эксплуатации, прикладывае­мой к каждому ХУ при их отправке по­требителю.
Тракторы Беларус 80.1/82.1/82.2 по­ставляются с КП без привода ходо-уменьшителя. При заказе на МТЗ трактора с приводом ходоуменьшите-ля в КП необходимо указать:
"Трактор Беларус 80.1 (или Беларус 82.1/82.2) с приводом ходоумень-шителя." Условное обозначение та­кого трактора: "Беларус 80.1.25" или "Беларус 82.1.25". Ходоуменьшители приобретаются от­дельно от трактора.
Установка сдвоенных задних колес
С целью повышения проходимости на тракторы посредством дополнитель­ных проставок могут устанавливаться сдвоенные задние колеса типоразме­ров 9,5-42, 11.2R42 и 15.5R38. Для ус­тановки дополнительного колеса сни­мите основное колесо (см. рис. 33), выпрессуйте из ступицы 2 короткие и запрессуйте длинные болты 1, находя­щиеся в комплекте проставок. На бол­ты 1 установите основное колесо и за­крепите его гайками 3. Затем на эти же болты установите проставку 4 и за­крепите гайками 5. После этого на болты 6 проставки 4 установите до­полнительное колесо и закрепите его гайками 7. Момент затяжки гаек креп­ления задних колес 300...350 Н»м (30...35 кгс/см2)
ВНИМАНИЕ! Запрещается исполь­зование сдвоенных колес для по­вышения тягового усилия на крюке.
Особенности агрегатирова­ния тракторов Беларус 82Р
Рисоводческие тракторы агрегатиру-ются с большинством сельхозмашин, созданных для базовой модели. Для работы в рисовых чеках, залитых во­дой, тракторы МТЗ-82Р агрегатируют-ся со следующими машинами и ору­диями:
Плуг ПЛН-3-35; плуг-лущильщик ППЛ-5-25; борона дисковая БДН-3,0; боро­на зубовая скоростная БЗТС-1; шлейф-борона ШБ-2,5; культиватор навесной КПС-4; выраниватель предпосевной (центральная секция) ВП-8; грейдер-выравниватель ГН-2,8.
ж) следите за работой навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий;
з) при работе на тракторе обязатель но выполняйте указания данного раздела;
и) проверяйте давление воздуха в шинах. Убедитесь в отсутствии течей воды, масла, топлива, электролита; при обнаружении — устраните течь;
к) следите за работой тормозов и ве­личиной люфта рулевого колеса при работающем дизеле. Свое­временно устраняйте все обнару­женные неисправности, руково­дствуясь соответствующими раз­делами данного руководства;
л) регулярно очищайте трактор от пыли и грязи, проверяйте ком­плектность и надежность всех на­ружных креплений механизмов и узлов трактора. Обратите особое внимание на подтяжку крепежа силовых узлов трактора.
Во время перерывов между сменами проверяйте уровень (при необходимо­сти долейте) масла в картере дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе.
Транспортирование трактора и его буксировка
Транспортирование тракторов осуще­ствляется железнодорожным транс­портом, на автомобилях и на прицепах, а также буксировкой и своим ходом. При перевозке тракторов: установите рычаг КП на первую передачу; включите стоя­ночный тормоз; закрепите трактор к платформе проволокой 03-5 мм, цепя­ми, растяжками.
При погрузке-разгрузке тракторов пользуйтесь подъемными средствами грузоподъемностью не менее 5 тс. Зачаливание тросов производи­те за специальные гайки крепления задних и передних колес. Буксировка трактора с неработающим гидроуси­лителем рулевого управления допус­кается со скоростью не более 10 км/ч на расстояние до 5 км.
Внимание! При подъеме трактора за специальные гайки возможно движе­ние его вперед (назад) до 1,5 м.
Для подсоединения буксирного троса на переднем брусе трактора установ­лено буксирное устройство.
При буксировке трактора строго со­блюдайте требования правил дорож­ного движения.
Запрещается использовать бук­сирную скобу для подъема трак­тора.