Настройка трактора
Регулировка колеи трактора 6.7.2.1. Без гидроцилиндра в рулевой трапеции (тракторы с ГУР) Колея передних направляющих колес трактора Беларус 80.1/80.2 может изменяться в пределах от 1350 до 1850 мм, задних ведущих - от 1400 до 1600 мм и от 1800 до 2100 мм. Колея передних колес тракторов Беларус 80.1/80.2 регулируется с интервалами 100 мм при симметричном и 50 мм при несимметричном расположении колес. Для установки требуемой колеи направляющих колес выполните следующие операции (рис. 16): а) поднимите домкратом переднюю часть трактора до отрыва колес от грунта;б) ослабьте болты (1), выньте пальцы (2) крепления выдвижных кулаков в трубе передней оси;
в) передвиньте вначале один, а затем другой выдвижной кулак (одновременно изменяйте длину рулевых тяг, вращая трубы (3) в наконечниках (5), предварительно отвернув контргайки (4)) на величину, соответствующую устанавливаемой колее, после чего закрепите кулаки в трубе передней оси;
г) опустите трактор. Проверьте и при необходимости отрегулируйте схождение колес. Колея передних колес тракторов Беларус 82.1, оборудованных ПВМ с коническими редукторами, регулируется бесступенчато винтовым механизмом, расположенным на рукавах переднего моста (рис. 17) в трех интервалах (рис. 18): 1350-1500 мм, 1500-1600 мм, 1600-1800 мм. Для получения требуемой ширины колеи установите соответствующее взаимное расположение обода колеса относительно диска так, как показано на рис.18. Для колес с постоянным вылетом диска колея регулируется бесступенчато в интервале 1400...1700 мм. Для изменения колеи поднимите переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом, задние колеса затормозите, после чего (рис.17): а) отверните болты и снимите крышку (2); б) освободите клинья (3) рукавов, отвернув гайки настолько, чтобы обеспечить свободное перемещение корпусов конических пар. Вращением регулировочного винта (1) с помощью ключа обеспечивается перемещение в рукавах переднего моста корпусов бортовых редук- торов с колесами и получение требуемой колеи в указанных интервалах. Вращение регулировочноговинта должно сопровождаться изменением длины рулевых тяг. После изменения колеи отрегулируйте сходимость передних колес. С гидроцилиндром в рулевой трапеции Перестановка гидроцилиндра при изменении колеи Для обеспечения равных углов поворота колес влево-вправо должно соблюдаться соответствие установки конусного пальца гидроцилиндра в отверстиях кронштейна и величины выдвижки редукторов направляющих колес. Выдвижка поворотных кулаков и перестановка гидроцилиндра производится ступенчато через 50 мм. ГОРУ с цельной рулевой тягой (тракторы с УК) (рис. 18б) Выдвижку правого редуктора (размер Апр) установите равной выдвижке левого редуктора (размер Ал).Установка колеи трактора Беларус 82.1, оборудованного ПВМ с коническими колесными редукторами Колея передних колес на тракторе с гидрообъемным рулевым управлением регулируется ступенчато: выдвижением корпусов верхних конических пар с перестановкой цилиндра в отверстиях кронштейна и переворотом колес с перестановкой с борта на борт. ВАЖНО! При перестановке колес обратите внимание на то, чтобы направление вращения совпало с направлением стрелки на боковине шины.____ При регулировке колеи выдвижением корпусов конических пар следите за тем, чтобы левый и правый корпуса были выдвинуты на одинаковую величину. Расстояние между отверстиями под установку пальца цилиндра в кронштейне равно 55 мм, что обеспечивает изменение колеи с интервалом 110 мм в сторону уменьшения или увеличения от среднего положения. ВНИМАНИЕ! После изменения колеи обязательно отрегулируйте схождение передних колес и затяните гайки крепления колес к ступицам моментом 200...250 Н»м, гайки крепления дисков к кронштейнам обода моментом 180...240 Н»м._____________________ Установка колеи передних колес тракторов, оборудованных ПВМ с планетарно-цилиндрическими редукторами конечных передач (Беларус 82.2). Колея трактора по передним колесам регулируется в пределах 1420...1970 мм за счет перестановки колес и изменения взаимного расположения дисков и ободьев колес. Для регулировки колеи выполните следующие операции: • Затормозите трактор стояночным тормозом. Положите упоры спереди и сзади задних колес;
• Поднимите домкратом переднюю часть трактора (или поочередно передние колеса), обеспечив просвет между колесами и грунтом;
• Снимите передние колеса;
• Отверните гайки крепления обода колеса к диску. В зависимости от требуемой колеи установите соответствующее взаимное расположение обода и диска так, как показано на схеме справа. При этом обратите внимание на то, чтобы направление вращения колес совпадало с направлением стрелки на боковине шины. При перестановке колес затяните гайки крепления дисков к фланцам моментом 200...250 Нм, гайки крепления дисков к ободам - 180...230 Нм. Регулировка схождения передних колес (тракторы с ГОРУ) После изменения ширины колеи передних колес отрегулируйте схождение путем изменения длины рулевой тяги (рис. 18г). 1. Установите требуемое давление в шинах (см. рекомендации п. 6.9.3).
2. На ровной площадке проедьте на тракторе в прямом направлении не менее 3 м и остановитесь.
Включите стояночный тормоз.
3. Проверьте, чтобы корпуса колесных редукторов (тракторы с ПВМ) или поворотные кулаки (тракторы Бела-рус-80.1/80.2 (2х4)) были выдвинуты на одинаковую величину "Б" из корпуса ПВМ или трубы передней оси соответственно.
4. Замерьте расстояние "В" между двумя противоположными точками на закраине обода, сзади передней оси на высоте оси колес.
5. Переместите трактор вперед так, чтобы передние колеса повернулись примерно на 180°, затем замерьте расстояние "А" спереди передней оси, между теми же точками, как и при измерении размера "В". Схождение правильное, если измерение "А" на 0-8 мм меньше измерения "В".
Если схождение не соответствует этим значениям, проделайте следующее:
6. Отпустите гайки (1), (3) регулировочной трубы (2) рулевой тяги.
7. Вращая трубу, установите требуемый размер схождения.
8. Затяните гайки (1), (3)
а) поддомкратьте заднюю часть трактора до отрыва колес от грунта. Отверните гайки (1) крепления диска кступице и снимите колесо;
б) поверните ступицу так, чтобы вкладыш (3) был внизу;
в) отверните четыре болта (2) крепления вкладыша к ступице настолько, чтобы зубья вкладыша вышли из зацепления с зубьями полуоси и очистите от грязи;
г) переместите ступицу до получения требуемой колеи, после чего болты (2) крепления вкладыша затяните моментом 28...30 кгсм; установите на место колесо, затяните гайки (1) крепления колеса моментом 30...35 кгсм.
д) установите в требуемое положение второе колесо.
Тракторы Беларус 82Р имеют нерегулируемую колею 1900 мм по передним и задним колесам.
Колея задних колес, мм |
1350* 1400 1500 1600 |
1800 1900 2000 2100 |
Расстояние "а" от торца полуоси до торца ступицы заднего колеса, мм |
бесступенчато |
бесступенчато с перестановкой колес |
125 100 50 0 |
164 114 64 14 |
б) не допускайте работы трактора со значительной пробуксовкой веду щих колес; строго соблюдайте требования по вариантам сочетания передних и задних шин тракторов с ПВМ (табл. 5а, 5б);
в) при неравномерном износе протектора покрышек периодически переставляйте шины с правой стороны на левую и обратно;
г) соблюдайте правила монтажа и демонтажа шин; Для шин с символом скорости А6 нагрузки указаны для скорости 30 км/ч. Для шин с символом скорости А8 нагрузки указаны для скорости 40 км/ч.Допускаемые изменения нагрузки на шины направляющих и ведущих колес в зависимости от скорости.
25 |
+15 |
+28 |
30 |
0 |
+11 |
35 |
-10 |
+4 |
40 |
-20 |
0 |
45 |
- |
-7 |
* Для шин с нормой слойности 6 и более внутреннее давление должно быть увеличено на 25%. При применении шин с нормой слойности 6 и более на фронтальных погрузчиках допускается увеличение нагрузки на шину до 100% только в режиме загрузки. |
Скорость, км/ч |
Изменение нагрузки,%, на шины ведущих колес с символом скорости |
|
А6 (30 км/ч) |
А8 (40 км/ч) |
|
10* |
+40 |
+50 |
15 |
+30 |
+34 |
20 |
+20 |
+23 |
25 |
+7 |
+11 |
Передние шин |
|||
360/70R24 |
13 6 20 |
11,2R24 |
|
18,4R34 мод. Ф11 |
в |
— |
— |
15,5R38 |
в |
— |
— |
16,9R30 |
|
в |
— |
9,5-42 |
|
— |
в |
е) ежедневно осматривайте шины, очищайте покрышки от посторонних предметов, застрявших в протекторе;
ж) не допускайте работу и стоянку трактора на поврежденных и спущенных шинах;
з) соблюдайте правила вождения трактора;
и) при длительных перерывах в работе устанавливайте подставки под трактор так, чтобы шины не касались грунта.
к) накачивание шин производите через клапан отбора воздуха регулятора давления (1) (рис. 20), выполнив следующее операции: • выпустите воздух из баллона (3) через клапан удаления конденсата;
• отвинтите гайку-барашек (2) штуцера клапана отбора воздуха;
• присоедините шланг для накачки шин к штуцеру отбора воздуха и к вентилю шины;
• включите компрессор и накачайте шину до требуемого давления, контролируя его шинным манометром;
ВАЖНО! При повышении давления в баллоне до 7,7 кгс/см2 компрессор переключается регулятором давления на холостой ход и накачка шин автоматически прекращается. Поэтому периодически контролируйте давление воздуха по указателю давления на щитке приборов и, если необходимо, снижайте его через клапан удаления конденсата. • отсоедините шланг от вентиля шины и штуцера клапана отбора воздуха;
• выключите компрессор и навинтите гайку-барашек на штуцер клапана отбора воздуха. ПРИМЕЧАНИЕ: Не рекомендуется балластировать передние шины, поскольку это ухудшает управляемость трактора. В холодное время рекомендуется применять смесь хлористого кальция с водой из расчета:
Температура окружающей среды, °С |
Количество хлористого кальция, г/л воды |
до -15°С до -25°С до -35°С |
200 300 435 |
Температура окружающей среды, °С |
Количество хлористого кальция, г/л воды |
до -15°С до -25°С до -35°С |
200 300 435 |
а) присоедините орудие к шарнирам продольных и центральной тяг. Ввинтите регулировочные болты 8 в кронштейны до отказа;
б) приподнимите орудие так, чтобы его рабочие органы не касались земли;
в) отрегулируйте длину ограничительных цепей вращением стяжек так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в соответствии с руководством по эксплуатации орудия. Для навесных плугов свобода качания в горизонтальной плоскости должна быть 125 мм в каждую сторону от среднего положения;
г) отрегулируйте длину правого раскоса на заданную глубину обработки (при работе с плугами);
д) поднимите машину в транспортное положение; вывинчивая болты 8 из кронштейнов, натяните цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более 20 мм в обестороны;
е) надежно закрепите болты 8 контргайками.
Каждое изменение длины правого раскоса сопровождайте регулировкой болта правого кронштейна для обеспечения самоблокировки ограничительных цепей. При междурядной обработке, севе, а также при работе с использованием тягово-сцепного устройства ТСУ-1Ж продольные тяги навесного устройства полностью блокируйте от поперечных перемещений во избежание повреждения растений или раскачивания орудия. Блокировку осуществляйте путем возможного укорочения длины цепей в пределах существующей регулировки; в этом случае регулировочные болты ввинтите в кронштейн до отказа. Нарушение указанного порядка может привести к обрыву ограничительных цепей или другим поломкам. Во избежание самопроизвольного опускания заблокируйте навесное устройство с агрегатируемой машиной в транспортном положении, для чего: Для трактора с малогабаритной кабиной: а) откройте заднее окно трактора;
б) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение, установив рукоятку распределителя в позицию "подъем". Упор 10 гидромеханического клапана гидроцилиндра должен находиться в крайнем заднем положении на штоке гидроцилиндра;
в) опустите рукоятку 13, а вместе с ней и механизм фиксации, в нижнее положение;
г) поставьте рукоятку распределителя в "плавающее" положение. Под действием навешенного орудия поворотный рычаг 12 повернется и зуб должен войти в контакт с захватом 1. Для разблокирования навески проделайте следующее: а) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение, установив рукоятку распределителя в позицию "подъем";
б) поднимите рукоятку 13 в верхнее положение. Для трактора с УК блокирование и разблокирование навески производится аналогично, при этом подъем и опускание навески производите рукояткой регулятора (правым рычагом распределителя на тракторах без силового регулятора), а подъем и опускание механизма фиксации — перемещением рычага 40 (рис. 3б) в крайнее левое или правое положение. Управление гидросистемой и навесным устройством с использованием распределителя На тракторах без силового регулятора управление навесным устройством осуществляется правым крайним рычагом распределителя. Работая с навесными машинами, имеющими опорные колеса, используйте только положение рукояток "подъем" и "плавающее". Устанавливать рукоятку в положение "опускание" при работе с навесными почвообрабатывающими машинами запрещается! Пользуйтесь позицией "опускание" только при управлении выносными цилиндрами, установленными на машине и предназначенными для регулирования положений рабочих аппаратов (мотовило, хедер, сошники и т.д.) уборочных, посевных и других машин. Если после окончания хода цилиндра рукоятка распределителя автоматически не возвращается в "нейтраль", выведите ее вручную. И, наоборот, при преждевременном возврате рукоятки придерживайте ее рукой до полного выполнения операции. Управление навесным устройством с использованием силового (позиционного) регулятора Силовое регулирование Применение силового способа регулирования обеспечивает наибольшее повышение производительности на энергоемких сельскохозяйственных операциях: пахоте, глубоком рыхлении, культивации при агрегатировании с навесными сельскохозяйственными машинами. На пахоте с плугами ПНЗ-35Б, ПЛН-3-35 опорное колесо плуга поднимайте в крайнее верхнее положение. При выполнении пахоты на небольшую глубину (менее 20-23 см) в условиях, когда плотность почвы по длине гона меняется в значительных пределах (песок-глина), опускайте опорное колесо плуга, чтобы ограничить максимальную глубину на участках с малой плотностью почвы. На сплошной культивации и при глубоком рыхлении при агрегатировании трактора с сельхозмашинами, имеющими два опорных колеса в плоскости измерения ширины захвата, опорные колеса устанавливайте в требуемое по высоте положение с тем, чтобы исключить поперечные перекосы сельскохозяйственной машины, неравномерные нагрузки на крайние (слева и справа) рабочие органы. При подготовке агрегата к работе с использованием силового способа регулирования проделайте следующее: 1. Установите центральную тягу навесного устройства на верхнее отверстие серьги 30 (рис. 22).
2. Соедините навесную машину с навесным устройством трактора.
4. На широкозахватных машинах производите регулировку по высоте опорных колес и рабочих органов. При агрегатировании с плугами поднимите опорное колесо в верхнее положение. Правила и приемы работы В начале гона опустите навесную машину, повернув рукоятку 1 (рис. 25) вперед по сектору 3. Чем дальше вперед будет установлена рукоятка, тем больше глубина обработки почвы. При повороте рукоятки 1 на себя по сектору 3 глубина будет уменьшаться. После настройки на требуемую глубину ограничитель 2 подведите по пазу пульта до упора в рукоятку и зафиксируйте. В конце гона для выглубления орудия рукоятку 1 установите в положение "подъем" — на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в положение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3). В начале каждого последующего гона опускание орудия производите поворотом рукоятки 1 вперед по сектору 3 до упора в ограничитель 2. В конце гона для выглубления орудия рукоятку 1 установите в положение "подъем" — на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в положение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3). В начале каждого последующего гона опускание орудия производите поворотом рукоятки 1 вперед по сектору 3 до упора в ограничитель 2. Особенности эксплуатации При работе на пахоте в случаях, когда фактически получаемая максимальная глубина меньше требуемой, центральную тягу 1 навесного устройства переставьте на среднее отверстие II серьги 2 (рис.26). При выполнении сплошной культивации или глубокого рыхления на почвах с переменной плотностью по длине гона или по ширине захвата в тех случаях, когда работа сопровождается повышенным числом автоматических коррекций положения культиватора, также переставьте центральную тягу на среднее отверстие для уменьшения числа коррекций. При работе на силовом методе регулирования как на пахоте, так и на культивации произведите настройку маховичка скорости коррекций 2 (рис. 24). При вращении маховичка по часовой стрелке скорость коррекций уменьшается, при вращении против часовой стрелки — увеличивается. Настройку маховичка производите после окончания регулировок плуга (культиватора), при этом, поворачивая маховичок, добейтесь плавного автоматического регулирования глубины в процессе работы. Не заворачивайте маховичок по часовой стрелке до упора, так как это приведет к чрезмерно медленному подъему сельскохозяйственной машины и вызовет повышенное буксование ведущих колес трактора. Настройку маховичка скорости коррекций и выбор отверстия в серьге при установке центральной тяги проводите для конкретных почвенных условий каждого типа сельхозмашин. Переналадок в процессе работы не требуется. Позиционное регулирование При использовании позиционного способа регулирования регулятор гидросистемы обеспечивает установку рукояткой управления 1 (рис. 25) желаемого положения сельскохозяйственной машины относительно остова трактора и автоматическое поддержание этого положения в работе. Использование позиционного регулирования на почвообработке с навесными плугами, культиваторами для сплошной и междурядной обработки почвы, а также на глубоком рыхлении рекомендуется в условиях ровного рельефа полей. На широкозахватных машинах, агре-гатируемых с трактором, при работе на позиционном режиме регулирования необходимо использовать опорные колеса в целях исключения поперечных перекосов сельскохозяйственной машины, улучшения прямолинейности движения агрегата и создания лучших условий для копирования рельефа в поперечном (относительно движения трактора) направлении. При подготовке агрегата к работе с использованием позиционного способа регулирования проделайте следующее: 1. Соедините навесную машину с на- весным устройством трактора.
2. Поднимите навесную машину в верхнее (транспортное) положение.
3. Включите позиционный способ регулирования, для чего переключатель 1 (рис. 27) введите в паз позиционного рычага 4 поворотом его вправо (по ходу трактора).
4. Маховичок скорости коррекций 2 поверните против часовой стрелки до упора, установив максимальную скорость подъема при автоматических коррекциях положения. Правила и приемы работы Установите навесное орудие в требуемое положение. Опускание производите поворотом рукоятки 1 (рис. 25) вперед по сектору 3. Чем дальше вперед будет установлена рукоятка, тем ниже опустится орудие, и наоборот, чем дальше по сектору на себя будет повернута рукоятка, тем орудие поднимется выше. После установки орудия в требуемое положение по высоте ограничитель 2 подведите до упора в рукоятку и зафиксируйте. В конце гона для подъема орудия в транспортное положение рукоятку 1 поверните на себя до упора. После окончания подъема рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в положение "нейтраль транспортная" (до упора ролика 4 в сектор 3). Высотное регулирование Высотное регулирование может быть применено при агрегатировании трактора с навесными орудиями, имеющими опорные колеса. Оно заключается в том, что заданная глубина обработки обеспечивается установкой определенной высоты опорного колеса агрегати-руемой с трактором сельхозмашины. При высотном регулировании переключатель 1 (рис. 27) установите в среднее положение (N). Для подъема орудия рукоятку 1 (рис. 25) поверните на себя до упора и удерживайте до окончания подъема, после чего рукоятка должна самопроизвольно возвратиться в положение "транспортная нейтраль" (до упора ролика 4 в сектор 3). Опускание производите перемещением рукоятки 1 вперед в зону регулирования (ролик 4 накатывается на сектор 3) до начала опускания орудия. Устанавливать рукоятку 1 в положение "принудительное опускание" (вперед до упора) при работе с навесными орудиями запрещается. Пользуйтесь положением "принудительное опускание" только при присоединении орудия к навесному устройству трактора. Для принудительного опускания рукоятку 1 поверните в крайнее переднее положение. После отпускания рукоятки она должна под действием пружины 5 вернуться в зону регулирования, а опускание навесного устройства должно прекратиться. Регулировка управления силовым (позиционным) регулятором
Регулировку управления регулятором производите следующим образом: 1. Снимите крышку бокового пульта.
2. Отрегулируйте длину тяги 16 (рис. 28) так, чтобы при переводе рукоятки назад (по ходу трактора) между резиновым роликом на этой рукоятке и краем сектора образовался зазор, равный 18-24 мм (см. рис. 25). Регулировку позиционной тяги производите следующим образом: а) установите переключатель 1 в среднее положение;
б) поднимите навесное устройство в крайнее верхнее положение;
в) отрегулируйте длину тяги 4 так,чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз позиционного рычага 2, после чего укоротите тягу 4 на 1 оборот регулировочных гаек;
Регулировку силового датчика производите следующим образом:
а) установите переключатель в среднее положение;
б) снимите центральную тягу 10 навесного устройства,установите палец 11 центральной тяги на верхнее отверстие серьги 9;
в) с помощью дополнительного рычага 8 поверните серьгу вокруг пальца 13 по направлению стрелки "А" до полного сжатия пружин 15. После снятия нагрузки с рычага серьга должна возвратиться в исходное положение, при этом ход датчика, замеренный по перемещению силовой тяги 5, должен составлять не менее 11 мм;
г) убедившись в исправности датчика, расшплинтуйте корончатую гайку 12, заверните ее до начала поджатия пружин датчика, затем дополнительно подтяните на 1/2 1/3 оборота до совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт и зашплинтуйте. Регулировку силовой тяги производите после регулировки силового датчика: а) установите переключатель 1 в среднее положение (см. рис. 28);
б) с помощью дополнительного рычага создайте усилие, обеспечивающее поворот серьги в крайнее положение (по направлению стрелки "А");
в) удерживая рычаг в отжатом положении (по стрелке "А"), проверьте возможность ввода выступа переключателя 1 в паз силового рычага 3. Если это не удается, отрегулируйте длину тяги 5 так, чтобы переключатель 1 своим выступом свободно входил в паз силового рычага ;
г) укоротите тягу 5 на 1 оборот регулировочных гаек .
При навешенном на трактор сельскохозяйственном орудии применение специального дополнительного рычага для регулировки силовой тяги не требуется. В этом случае достаточно приподнять орудие над поверхностью площадки, на которой стоит трактор, при этом масса орудия создаст необходимое растягивающее усилие на силовой датчик через центральную тягу. Следует помнить, что при этом центральная тяга должна быть установлена на верхнее отверстие серьги навесного устройства. Орудие приподнимайте только до отрыва от земли. Особенности работы трактора с машинами, требующими привода от заднего ВОМ Общие рекомендации: а) до присоединения машины к трактору убедитесь в правильности регулировки управления задним ВОМ ;
б) установите и надежно зафиксируйте необходимый (8- или 21 шлицевой) хвостовик ВОМ и включите соответствующий ему привод частоты вращения, при этом для 8-шлицевого хвостовика устанавливайте 540 об/мин, а для 21-шлицевого —1000 об/мин. Для замены хвостовика ВОМ проделайте следующее: отверните четыре гайки, снимите защитный кожух и плиту; отверните шесть болтов, крепящих стопорную пластину 1 (рис. 29), снимите стопорную пластину 1 и выньте хвостовик 2; установите другой хвостовик в расточку и зафиксируйте его стопорной пластиной 1, заверните шесть болтов; установите плиту, кожух и закрепите их гайками. Включайте независимый привод ВОМ на минимальных оборотах дизеля или при остановленном дизеле. Включение синхронного привода ВОМ производите при работающем дизеле при плавном включении муфты сцепления. При работе трактора без использования ВОМ рычаг управления ВОМ обязательно установите в положение "ВОМ выключен", муфту переключения двухскоростного привода ВОМ — в положение 1 (на 540 об/мин), а рычаг переключения с независимого на синхронный привод ВОМ — в среднее (нейтральное) положение; в) смажьте солидолом вал и трубу телескопического соединения карданной передачи. Установите шарнир карданной передачи на хвостовик ВОМ, надежно закрепите его в фиксаторной канавке. Убедитесь, что вилки шарниров промежуточного (телескопического) вала лежат ушками 2 в одной плоскости. Несоблюдение указанного требования вызывает перегрузки карданной передачи и ВОМ;
г) установите кожух карданного вала сельхозмашины;
д) после установки карданной передачи убедитесь, что отсутствует упирание элементов телескопического соединения карданной передачи при крайних положениях машины относительно трактора; минимальное перекрытие телескопической части карданной передачи должно составлять 110-120 мм, так как при меньшей величине перекрытия возможно размыкание передачи.
Длина пружины 1 предохранительной муфты сельскохозяйственной машины (рис. 31) должна быть отрегулирована так, чтобы при перегрузках кулачковые муфты 2 и 3 поворачивались одна относительно другой. Чрезмерная затяжка пружины приводит к несрабатыванию муфты и перегрузкам карданной передачи и ВОМ;
е) включение и выключение ВОМ производите плавно, без рывков, на малой частоте вращения коленчатого вала дизеля;
ж) перед запуском проверьте работу машины на малой и максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля;
Движение трактора при включенном синхронном приводе ВОМ допускается со скоростью не более 8 км/ч;
з) выключайте ВОМ на поворотах агрегата (для прицепных машин), а также при подъеме машины в транспортное положение (для навесных и полунавесных);
и) после отцепки машины от трактора не оставляйте на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи;
к) при установке на заднюю крышку ВОМ приводного шкива , а также редукторов привода спецмашин (хлопководческих, экскаваторов и др.) следите, чтобы они были отцентрированы относительно хвостовика (посажены в расточку 0162 мм на задней крышке), а гайки их крепления надежно завинчены. При работе с ротационными машинами для обработки почвы:
а) следите за исправностью и нормальной работой предохранительных устройств;
б) не включайте ВОМ при опущенном на почву рабочем органе;
в) опускание машины с вращающимися рабочими органами производите плавно при движении трактора;
г) не включайте ВОМ при угле преломления в одном из шарниров карданной передачи более 35 градусов;
д) при работе на твердых почвах производите обработку поперечных полос для въезда в загон, только после этого обрабатывайтеполе в продольном направлении. Работа с прицепами и прицепными машинами Одноосные машины сцепляются с трактором посредством ТСУ-2 (гидрокрюка), прицепные — через ТСУ-ЗК (буксирное устройство с автоматом сцепки). Транспортирование машин с помощью ТСУ-1Ж (поперечина) допускается при скорости до 15 км/ч, не рекомендуется использовать на дорогах общего назначения, а только при выполнении сельхозработ. ВНИМАНИЕ! При подсоединении к трактору пневмосистемы прицепов затормозите трактор стояночным тормозом для сброса давления в соединительной магистрали. При работе с одноосными прицепными машинами устанавливайте дополнительные грузы для догрузки передней оси трактора. Двухосные прицепы сцепляются с трактором при помощи ТСУ-ЗК (сцепка их с вилкой ТСУ-1 Ж не допускается). После сцепки трактора с прицепом убедитесь в полном выходе фиксатора из корпуса и соедините прицеп с трактором с помощью страховочной цепи (троса). При установленном на трактор буксирном устройстве запрещается присоединять к нему полуприцепы (одноосные прицепы), а также двухосные прицепы, имеющие нестандартные дышла. Категорически запрещается пользоваться задней навеской при установленном на трактор буксирном устройстве! Прицепы работают на скоростях трактора в зависимости от дорожных условий. С прицепами 2ПТС-4-887А с кузовами емкостью 20 и 45 м. куб. допускается работать на скоростях до 15 км/ч, так как они обладают меньшей устойчивостью. Избегайте крутых поворотов этих прицепов и разбрасывателя 1РМГ-4 для предотвращения повреждения крыльев задних колес. Петля прицепов (2ПТС-4-785А и др.) должна быть зафиксирована от проворачивания во избежание ее защемления. При работе вилка ТСУ-1 Ж должна быть закреплена на поперечине прицепного устройства двумя штырями. Работа с вилкой, закрепленной одним штырем, запрещается. Перед работой убедитесь в том, что штыри и шкворень вилки прицепного устройства надежно зашплинтованы. Все сигнальные устройства прицепов (стоп-сигнал, указатели поворота, освещение номерного знака) включайте через установленную на тракторе штепсельную розетку. Управление тормозами прицепов с пневматическим или гидравлическим приводом осуществляйте с помощью пневмосистемы трактора. Применение дополнительного оборудования В качестве дополнительного оборудования на тракторе может устанавливаться задний приводной шкив, боковой ВОМ, дополнительные грузы для догрузки передней оси, ходоуменьши-тель, сцепка автоматическая СА-1, проставка для установки сдвоенных задних колес и др. оборудование. Задний шкив устанавливается на крышку редуктора заднего ВОМ и приводится во вращение шлицевым хвостовиком ВОМ. Во избежание деформации хвостовика ВОМ в обязательном порядке обеспечьте установку корпуса на четыре шпильки с центрированием фланца в крышке ВОМ по 0 122 мм. Включение и выключение шкива осуществляйте рычагом управления ВОМ. Боковой ВОМ устанавливается вместо левой крышки КП с выводом управления в кабину. Может быть использован для дополнительного привода механизмов и рабочих органов машин фронтальной и боковой навесок. Дополнительные грузы общей массой 220 или 510 кг устанавливаются на специальный кронштейн, который крепится к переднему брусу трактора. Для обеспечения возможности использования трактора с машинами, требующими пониженных скоростей, может устанавливаться ходоуменьши-тель. С помощью ходоуменьшителя дополнительно понижаются скорости трактора на I и II передачах переднего и заднего хода. Пределы регулирования пониженных скоростей движения тракторов Беларус 80.1/80.2 82.1/82.2 указаны в таблице 6. Тип ходоуменьшителя:
• механический (МХУ);
• гидромеханический (ГХУ); Гидромеханический ходоуменьшитель позволяет получить бесступенчатый ряд скоростей. Для установки ходоуменьшителя на трактор выполните следующее:
1. Слейте масло из корпусов силовой передачи.
2. Снимите сервоустройство и тягу управления муфтой сцепления.
3. Снимите крышку левого люка КП.
4. Освободите шестерню 5 (рис. 32), переместив пружинное кольцо 4 назад до упора в бурт вала 1.
5. Установите прокладку и ХУ на левый люк КП, обратив внимание на точность попадания вилки в паз шестерни включения ХУ, закрепите его болтами. Под болты, проходящие через масляную полость ХУ, установите медные шайбы вместо пружинных.
6. Установите маслозаборник.
7. Установите тягу включения ХУ, пропустив ее в отверстие под тягу управления боковым ВОМ в полу кабины.
8. Установите стержень управления дросселем, пропустив его в отверстие в полу кабины (отверстие необходимо заранее просверлить в подходящем месте).
9. Установите сервоустройство и тягу управления муфтой сцепления и отрегулируйте.
10. Залейте масло до уровня контрольной пробки и добавьте еще 10 л. При установленном ХУ для начала движения выключите муфту сцепления, включите требуемую передачу, затем ХУ, переместив тягу управления вниз, отпустите педаль сцепления и, вращая ручку дросселя, задайте нужную скорость движения. Для переключения передач снизьте обороты дизеля, установив дроссель в исходное положение и отвинтите на четыре оборота, выжмите педаль сцепления, включите передачу, отпустите педаль сцепления и задайте нужную скорость дросселем и подачей топлива. Кроме изложенной информации по использованию ХУ пользуйтесь инструкцией по эксплуатации, прикладываемой к каждому ХУ при их отправке потребителю. Тракторы Беларус 80.1/82.1/82.2 поставляются с КП без привода ходо-уменьшителя. При заказе на МТЗ трактора с приводом ходоуменьшите-ля в КП необходимо указать: "Трактор Беларус 80.1 (или Беларус 82.1/82.2) с приводом ходоумень-шителя." Условное обозначение такого трактора: "Беларус 80.1.25" или "Беларус 82.1.25". Ходоуменьшители приобретаются отдельно от трактора. Установка сдвоенных задних колес С целью повышения проходимости на тракторы посредством дополнительных проставок могут устанавливаться сдвоенные задние колеса типоразмеров 9,5-42, 11.2R42 и 15.5R38. Для установки дополнительного колеса снимите основное колесо (см. рис. 33), выпрессуйте из ступицы 2 короткие и запрессуйте длинные болты 1, находящиеся в комплекте проставок. На болты 1 установите основное колесо и закрепите его гайками 3. Затем на эти же болты установите проставку 4 и закрепите гайками 5. После этого на болты 6 проставки 4 установите дополнительное колесо и закрепите его гайками 7. Момент затяжки гаек крепления задних колес 300...350 Н»м (30...35 кгс/см2) ВНИМАНИЕ! Запрещается использование сдвоенных колес для повышения тягового усилия на крюке. Особенности агрегатирования тракторов Беларус 82Р Рисоводческие тракторы агрегатиру-ются с большинством сельхозмашин, созданных для базовой модели. Для работы в рисовых чеках, залитых водой, тракторы МТЗ-82Р агрегатируют-ся со следующими машинами и орудиями: Плуг ПЛН-3-35; плуг-лущильщик ППЛ-5-25; борона дисковая БДН-3,0; борона зубовая скоростная БЗТС-1; шлейф-борона ШБ-2,5; культиватор навесной КПС-4; выраниватель предпосевной (центральная секция) ВП-8; грейдер-выравниватель ГН-2,8.
ж) следите за работой навесных и прицепных сельскохозяйственных орудий;
з) при работе на тракторе обязатель но выполняйте указания данного раздела;
и) проверяйте давление воздуха в шинах. Убедитесь в отсутствии течей воды, масла, топлива, электролита; при обнаружении — устраните течь;
к) следите за работой тормозов и величиной люфта рулевого колеса при работающем дизеле. Своевременно устраняйте все обнаруженные неисправности, руководствуясь соответствующими разделами данного руководства;
л) регулярно очищайте трактор от пыли и грязи, проверяйте комплектность и надежность всех наружных креплений механизмов и узлов трактора. Обратите особое внимание на подтяжку крепежа силовых узлов трактора. Во время перерывов между сменами проверяйте уровень (при необходимости долейте) масла в картере дизеля, охлаждающей жидкости в радиаторе. Транспортирование трактора и его буксировка Транспортирование тракторов осуществляется железнодорожным транспортом, на автомобилях и на прицепах, а также буксировкой и своим ходом. При перевозке тракторов: установите рычаг КП на первую передачу; включите стояночный тормоз; закрепите трактор к платформе проволокой 03-5 мм, цепями, растяжками. При погрузке-разгрузке тракторов пользуйтесь подъемными средствами грузоподъемностью не менее 5 тс. Зачаливание тросов производите за специальные гайки крепления задних и передних колес. Буксировка трактора с неработающим гидроусилителем рулевого управления допускается со скоростью не более 10 км/ч на расстояние до 5 км. Внимание! При подъеме трактора за специальные гайки возможно движение его вперед (назад) до 1,5 м. Для подсоединения буксирного троса на переднем брусе трактора установлено буксирное устройство. При буксировке трактора строго соблюдайте требования правил дорожного движения. Запрещается использовать буксирную скобу для подъема трактора.